24.11.2007 | 17:24

Не верь глазам, слушай голос: спектакль как немое кино

На фестивале NET – Нового Европейского театра – показал свою работу французский режиссер и драматург Жоэль Помра, который утверждает, что политика интересует его не больше и не меньше, чем других людей. Но социальная заинтересованность автора очевидна для многих критиков. Так же, как и то, что Помра не боится разрушить социальным пафосом эстетическую ткань спектакля. Просто рассказывая о том, что представляет собой сегодняшняя жизнь, он умеет придать этому рассказу адекватное сценическое воплощение. О спектакле Жоэля Помра "Торговцы" рассказывают "Новости культуры".

Фестиваль открывает не только новые театральные формы, но и пространства. Несколько лет назад нетовцы облюбовали Центр современного искусства "Винзавод". Теперь осваивают индустриальные павильоны на Дербеневской набережной.

На павильоне в 600 квадратных метров настоял режиссер Жоэль Помра. Во Франции его называют надеждой национального театра. Около 20 лет назад он создал собственную труппу. С тех пор театр Помра колесит по Франции и Европе, а собственной площадки все нет. Наверно поэтому, когда организаторы фестиваля NET предложили режиссеру выбрать площадку, он выбрал самую большую из всех предложенных. Пусть даже и на время.

За последний год Россия для Помра стала вторым домом. Несколько месяцев с московскими актерами он репетирует свою пьесу "Этот ребенок". Постановка войдет в репертуар театра "Практика". А параллельно в этом павильоне Помра адаптировал свою же пьесу "Торговцы" для фестиваля NET. Оттого даже усталость в глазах стала с русским акцентом.
В прошлом году этот спектакль произвел фурор на престижном театральном фестивале в Авиньоне.
"Я очень хочу понравиться и российскому зрителю, - признается режиссер. – Хочу, чтобы меня поняли и по возможности оценили".

Постановка "Торговцы" – синтез театра и немого кино. Актеры молча разыгрывают сцены, но все время "за кадром" голос рассказчика, который выполняет роль и титров, и тапера. Но главное, комментирует каждую сцену.
"Я хочу создать новый театральный язык, - говорит Жоэль Помра. – И пусть обо мне в России говорят так же, как в Европе – "этот сумасшедший Помра".

Актриса Светлана Камынина вспоминает о начале работы: "Когда он мне объяснял, сказал, это будет немое кино и твой голос. В какие-то моменты действие на сцене совпадает с голосом моим, а иногда идет вразрез. Можно выбирать, кому верить – мне или тому, что происходит на сцене. Я не думаю, что это сумасшествие".

"Торговцы" - социальный памфлет в духе Ларса фон Триера. Героиня работает на фабрике и постепенно превращается в монстра – тяжелый труд убивает в ней женщину и мать. Узнав, что фабрику хотят закрыть, она, боясь не прокормить ребенка, убивает его. После ее отчаянного поступка фабрику решили не закрывать.
В красивой полутеатральной-полукинематографической форме скрывается страшное содержание.

Все новости темы>>