04.05.2012 | 19:33

Подготовка к реконструкции Бородинской битвы идет полным ходом

200-летие Отечественной войны 1812 года – дата, которая стала центральной в графиках работы музеев и исторических клубов. Ей посвящены юбилейные выставки, научные конференции. Но самым зрелищным событием, по традиции, станет реконструкция Бородинского сражения. «Новости культуры» познакомились с теми, кто о войне 1812 года знает не хуже профессиональных историков, а в чем-то, может быть, и лучше. Ведь каждый сентябрь они максимально достоверно воспроизводят ход военных действий на Бородинском поле. В юбилейном году к битве готовятся особенно тщательно. Рассказывают«Новости культуры».

Героя важнейшего сражения под Смоленском генерала Скалона Сергей Присекин изображает в момент смерти. Его драгунский полк прикрывал отступающую русскую армию. Бонапарт уже был у Смоленска, но ключи ему не отдавали. В ярости полководец выстроил войска, дал картечный залп. И против французской артиллерии полным аллюром на верную смерть вышли русские драгуны во главе со Скалоном. Бонапарт был сражен доблестью генерала. Весь полк которого навсегда остался в поле.

«Когда Наполеон вошел за кремлевскую стену, приказал в этой каше мясной найти. Французы откопали ошметки доблестного генерала Скалона, и впервые, пройдя всю Европу и поставив ее на колени, великий Бонапарт отдал великие почести великому герою. Он заставил офицеров развязать свои офицерские пояса, связали они шнуры, на них гроб с останками генерала Скалона, и под полковую музыку, флейты и барабаны опустили на руках французы в могилу», – рассказывает народный художник России Сергей Присекин.

Эпоху Наполеона Руслан Вахаев с детства считает временем подвигов, романтизма и славных боевых дел русской армии. Вот уже восемь лет он все глубже погружается в него. Вахаев готовится к сентябрьской реконструкции сражения в Бородино. В обеденный перерыв примеряет мундир ротного музыканта гвардии Семеновского полка.

«Музыканты играют на двух инструментах: это флейта и барабан. Для меня будет музыкальным инструментом барабан. Мне придется кое-что осваивать, потому что барабан походный и игровой – это разные вещи», – поясняет он.

Для музеев и военно-исторических реконструкций Сергей Прокопович шьет мундиры. Материалы близки к оригинальным, много ручной работы. Безопасность и практичность – главные требования к военной форме тех лет. Ее разработкой в основном занимались сами императоры. Высокий кожаный головной убор защищал от сабельного удара голову солдата, чешуя – щеки, воротник стоечкой – шею.

«Два с половиной вершка. Толстенные ремни, лосиная кожа защищали грудь и практически все тело, плюс был ранец с ремнями, плюс скатка шинельная, плюс толстое грубое сукно. И уязвимыми местами у солдата были лицо, руки и ноги. В основном погибали из-за плохого ухода в госпиталях. Рядом с Суздалем – два кладбища. Одно – солдат, погибших на Бородинском поле, другое – солдат, умерших от ран, полученных на Бородинском поле», – говорит руководитель клуба военно-исторической реконструкции «Московец» Сергей Прокопович.

Реконструкция Бородинской битвы в этом году будет особенно торжественной. Уже в августе – за месяц до ее начала – любители военной истории, взяв отпуска и отгулы, будут разбивать аутентичные лагеря. К этому событию они с трепетом и тщанием готовятся целый год.

Все материалы темы "К двухсотлетию победы России в Отечественной войне 1812 года">>>