26.11.2007 | 13:19

Ленинградской студии документальных фильмов – 75 лет!

В списке лучших документальных картин мира за сто лет перечислена тридцать одна работа – и четыре из них принадлежат Ленинградской студии документальных фильмов. Продукция студии всегда отличалась своим взглядом на мир, особенной эстетикой. Мощное авторское начало, гуманизм и внимание к "человеку с улицы" в фильмах студии получило в отечественном кинематографе название "ленинградской волны". В эти дни старейшая государственная хроникальная студия России отмечает 75-летие. Рассказывают "Новости культуры".

Скупые строчки документов времен Великой Отечественной из архива студии Лендокфильм. Ленинградские документалисты участвовали в боевых операциях - на себе волокли помимо вещмешков самое дорогое - кинокамеру. Снимали на фронте и в блокадном городе, рисковали жизнью. Их имена известны - Валерий Соловцов, Владимир Страдин, Ефим Учитель. Единственная студия документальных фильмов, которая работала всю войну - Ленинградская. Кадры блокадного Ленинграда, снятые здесь, обошли весь мир.

Шестидесятые-семидесятые годы. Здесь, на Крюковом канале, снимают много авторских картин. Четыре из них вошли в список тридцати лучших документальных фильмов мира. Многое ложилось на полку, директор Владилен Кузин покрывал талантливых творцов.

Спортивные триумфы, демонстрации, строительство хрущевок - все это не авторское кино, эти кадры снимали как раз для журналов ЛХК, их показывали в кинотеатрах города перед художественными картинами.

Сложные девяностые. Когда привычные киножурналы было приказано закрыть, директор Владилен Кузин настоял, чтобы снимали альманахи - жанровые городские зарисовки. Тогда их нигде не показывали, работали в стол.

Хронику окончательно прекратили снимать в 2000-м. Еще находились молодые операторы, которые готовы были снимать бесплатно. Ради профессии. Можно было придумать другие формы, но руководство студии не смогло бороться за идею.

Жанна Романова, главный редактор Петербургской студии документальных фильмов: "Я не помню номера приказа. Было принято решение наверху, чтобы сэкономить на художественное кино".

Логика чиновников была такая - события, которые происходят в Петербурге и области, все равно снимут телеоператоры.

Владилен Кузин, руководитель студии Лендокфильм в 1961-1996 годах: "Документальное кино кончилось, когда перестали снимать на пленку, кино и видео - разный подход".

В круглых железных коробках в архиве студии покоится история. От царской хроники и до 2000 года. Невосполнимые пробелы.