26.11.2007 | 13:58

Светлана Хохрякова о российском документальном кино

В списке лучших документальных картин мира за сто лет перечислена 31 работа – и четыре из них принадлежат Ленинградской студии Документальных фильмов. В эти дни старейшая государственная хроникальная студия России отмечает 75-летие. О документальном кино в России рассуждает гость студии "Новости культуры" - кинокритик Светлана Хохрякова.

- Период перестройки был ознаменован всплеском интереса к документальному кино. Фильмы "Так жить нельзя", "Архангельский мужик", "Легко ли быть молодым?" посмотрели миллионы. Затем наступил спад. В чем, по вашему мнению, причина?

- Я думаю, что это дело в том, что тогда кино практически не финансировали, а не то, чтобы у людей не было идей. Но какая-то растерянность всегда существует, после того, когда произошли какие-то существенные события в жизни страны.

- Какова ситуация с документальным кино сегодня?

- Мне кажется, что она не печальна, но много есть проблем. Сколько бы документалисты сегодня не говорили, что они живут более ярко, чем в игровом кино, все-таки это не совсем так. Большая проблема у нас – "огламуривания" кино документального. И очень много сейчас псевдо-документальных фильмов, которые, по сути, документальным кино не являются. Может быть, по этой причине в начале декабря и пройдет фестиваль, который будет работать с так называемыми неформатными фильмами, чтобы отделить кино документальное как искусство, как художественное произведение от тех подделок, которые сейчас выпускаются в большом количестве.

- Ежегодно в России проходит несколько десятков кинофестивалей, а есть ли среди них фестивали документального кино?

- Ну, самый крупный такой фестиваль у нас это в Екатеринбурге. И, кроме того, в этом направлении работают очень многие фестивали: конкурсные программы есть в Выборге и на "Киношоке", информационные программы показываются на "Кинотавре", а я сама являюсь отборщиком фестиваля "Литература и кино" в "Гатчине", мы тоже отбираем документальное кино, которое рассказывает о творчестве писателей.

- А каковы основные тенденции в развитии документального кино сегодня?

- Я бы говорила скорее не о тенденциях, а о каких-то особенностях национального российского документального кино. Кроме того, как я уже говорила, есть такое "огламуривание" его, кроме того, мне кажется, что нашему документальному кино иногда не хватает темперамента. Я не говорю об общественном темпераменте, а о темпераменте человека и режиссера. Вот можно сколько угодно ругать американца Майкла Мура за его фильмы: они могут быть тенденциозные, политизированные, но в нем есть человеческий темперамент. Он не просто снимает кино, не просто осваивает бюджет, который у него немалый, а ему интересно делать то, что он делает. К сожалению, многие наши кинематографисты, особенно молодые, часто, общаясь с ними, не понимаю, зачем они обратились к тому или иному сюжету. Часто они могут найти хорошего героя, но не могут с ним справиться. И фильм пропадает.