26.11.2007 | 15:41

95 лет со дня рождения Эжена Ионеско

Юмор – это осознание абсурда, в котором мы, тем не менее, продолжаем жить" - эти слова принадлежат одному из основоположников эстетического течения абсурдизма Эжену Ионеско. Он родился в Румынии, но жизнь распорядилась так, что его считают французским драматургом, ярким представителем "театра абсурда". Ситуации, характеры и диалоги его пьес следуют скорее образам и ассоциациям сна, чем повседневной реальности. Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения драматурга. Рассказывают "Новости культуры".

Литературную славу в начале 50-х принесла Ионеско пьеса "Лысая певица", история написания которой, по сути, и раскрывает суть его метода. Решив в 1948-м году освоить английский язык, Эжен Ионеско купил самоучитель и неожиданно обнаружил, каким кладезем абсурда является наша повседневная речь, в особенности – в соотношении с реальностью. Кстати, по театральной легенде название пьесы возникло на первой репетиции, из-за оговорки актера, который репетировал брандмайора. Вместо слов "слишком светлая певица" тот произнес "слишком лысая певица". Ионеско не только закрепил эту оговорку в тексте, но и заменил первоначальное название –"Англичанин без дела". Эстетика абсурдизма.

Сергей Юрский, народный артист России: "Для меня Эжен Ионеско – открыватель новой страницы в искусстве. Как Ибсен и Чехов открыли новую драму и повернули театр, как Кандинский открыл абстрактное искусство, и началось нечто новое, так Ионеско открыл театр абсурда".

Ионеско был против самого термина "абсурдизм". Он утверждал, что его пьесы реалистичны – настолько, насколько абсурдны весь реальный мир и окружающая действительность.

Автор не учится, он изобретает – с этим постулатом Ионеско приходится согласиться всем режиссерам, которые берутся за его драматургию. "Лысая певица", "Урок", "Стулья", "Король умирает", "Бред вдвоем", "Носороги" - интеллектуальный бой, в котором должен победить разум.

Иван Поповски, режиссер: "Несмотря на абсурд, который чаще всего думается и говорится, когда мы говорим об Ионеско – настолько точно проработанные персонажи, настолько точно психологически, внутренне разработаны взаимоотношения между людьми, что я вполне могу согласиться с Ионеско, что "театр абсурда – это театр правды".

Театр правды вовсе не прост. К примеру, спектакль "Носорог" в Мастерской Петра Фоменко рождался как самостоятельная работа. Легко, за неделю, пьесу разобрали и показали мастеру больше половины. "Не уловили" - таков был вердикт. В драматургии пришлось разбираться почти год.

Сергей Юрский с этим автором дружен, но на почтительном "вы". Хотя "Стулья" в его постановке прошли более 200 раз, "Король умирает" всегда был аншлаговым спектаклем, телеверсия пьесы "Лысая певица", - в режиссерском варианте "По поводу лысой певицы", надо полагать, соберет большую аудиторию.

Сергей Юрский, народный артист России: "Для меня он всегда остается источником юмора, тайны, загадки, и я бы сказал, ужаса. Потому что он затрагивает необыкновенно болевые точки в нашем сознании, в нашей психологии современного человека через то, что мы называем словом "абсурд".

Творчество – это, по сути, процесс сотворения мира. А мир надо творить с умом. Едва ли не главный урок, преподнесенный человечеству одним из основоположников театра абсурда, мог бы гласить – люди, думайте самостоятельно.