26.11.2007 | 20:21

Выставка работ Николая Тырсы

Известность Николаю Тырсе принесли книжные иллюстрации и угольные рисунки. А вот живописные полотна, ранние портреты и эскизы художника известны мало. К 120-ти – летию со дня рождения мастера в Москве открылась выставка его работ. Многие произведения представлены публике впервые. Рассказывают "Новости культуры".

Специально для выставки стены галереи выкрасили в яркий красный цвет – любимый цвет Николая Тырсы. Правда, это буйство красок на его полотнах пока имели возможность оценить лишь специалисты. Его живописные букеты и обнаженные натуры почти не выставлялись – в двадцатые годы это была не та тематика.

Ильдар Галеев, галерист: "Тырса был южанином – он родился, как сам писал, у подножья горы Арарат – в армянском селе, и вот это южное ощущение света, добра, тепла, яркого солнца и ярких женщин, вот это гедоническое отношение к жизни – он передал в своих полотнах. Какой вибрирующий мазок, состояние динамики воздуха, дуновение ветра. И особенно трепетное отношение к самой модели – обратите внимание, какие нега и томление у меня за спиной сейчас творятся".

Самые ранние работы Николая Тырсы. Кроме портретов Татлина и Бенуа эскизы броневиков – художник воевал в бронетанковом дивизионе. Позже, в 1917-м, был помощником Луначарского – оформлял праздники и парады. Тогда же он подрабатывал и промышленной графикой.

Известность в столичных кругах ему принесли рисунки, представленные на выставке, созданные еще во время учебы в мастерской Бакста. А вот копии древнерусских фресок того же периода – зрителю представлены впервые.

Ильдар Галеев, галерист: "Через Дионисия он познал такие категории, как свет, цвет. И вот свет Дионисия он пронес через всю жизнь – и потом приблизился к Матиссу".

"Дух наброска и свежесть живописного видения" - все это он перенес и в книжную графику, став одним из ведущих художников детского отдела Ленгиза. Его иллюстрации классики и детской литературы отличались необыкновенной графической цельностью и изяществом.

Ильдар Галеев, галерист: "У него была книжка "Отряд". Там были пионеры, построенные в ряд – все, как один. Но это было сделано художественно, он всегда исходил из того, что не надо буквализма,-формализма – не надо никакой фотографии в графике, нужна художественная идея".

Писать не предмет, а живопись предмета – один из принципов художника. За неделю до начала Великой Отечественной в Ленинграде открылась последняя выставка Николая Тырсы. На полотнах - все то же чувство радости и полноты жизни, так не свойственные петербургским мастерам. А уже через год художника не стало.