29.11.2007 | 19:38

Рекорды Недели русских торгов в Лондоне

Розовое яйцо Фаберже из коллекции Ротшильдов – самое дорогое произведение русского искусства, когда-либо проданное с аукциона. Такое заявление прозвучало сегодня на торгах "Кристис" в Лондоне. Впереди распродажа книг и рукописей. Итоги подведут в субботу, но эксперты уже заявили, что это самая успешная русская неделя за всю историю аукционного дома. Рассказывают "Новости культуры".

Первые русские покупатели в аукционном доме "Кристи" появились в конце XVIII века. Императрица Екатерина Вторая тогда приобрела картину из коллекции Роберта Уолпола для Эрмитажа. Два с половиной века спустя с каждым сезоном там появляется все больше коллекционеров из России, а само русское искусство стало интересным и для Европы.

На торгах представлено единственное из яиц Фаберже, которое не переходило из рук в руки, а принадлежало одному владельцу. Ставки делали пять человек. Победил тот, кто заплатил за яйцо Фаберже восемнадцать с половиной миллионов долларов. Сейчас это самое дорогое произведение прикладного искусства в мире. Его новый владелец находится в зале, но желает остаться неизвестным. Известно только, что творение Фаберже вновь вернется в Россию. На родину своих создателей отправится и большинство живописных работ, за исключением некоторых картин Константина Сомова. Им интересуются коллекционеры не только из России. "Это находка века, эта коллецкия, она нам открыла художника, во многом забытого, неизвестного. Но печалит то, что эта коллекция разойдется. Мне жалко как музейщику, как специалисту", – признается заведующая отделом Третьяковской галереи Людмила Маркина.

Неожиданностей ждали от больших полотен Сомова – таких как "Боксер" и "Отдых путника". В несколько раз они превысили свою первоначальную стоимость, но до рекорда так и не дотянули. Некоторые говорят, что к Сомову уже привыкли, его стало слишком много; а кто-то продолжает приобретать даже простые карандашные наброски. С молотка ушло все: этюды, альбомы, кисточки и фотографии. "Сегодня у нас был стопроцентный успех. Продан каждый лот. Причем многие работы – это рисунки и наброски на бумаге. Конечно, мы не достигли звездных цен на масляные работы, которые были проданы на "Кристис" в прошлом и установили рекорды. Нет, это была такая студийная распродажа", – замечает глава "Кристис-Европа" Йохан Пулканнен.

Миллион четыреста тысяч фунтов на этих торгах – предел для Сомова. В эту сумму была оценена его картина "Романтическое преследование" на сюжет из комедии дель арте. Впрочем, эта цифра стала мистической. Ее так и не смогли преодолеть фавориты ноябрьской русской недели. За миллион четыреста тысяч фунтов проданы: "Вид на храм Христа Спасителя" Алексея Богоболюбва, "Иллюминация Кремля" Исаака Левитана, и за эту же сумму – ваза с цветами Натальи Гончаровой. "Мы нашли ее в Америке несколько месяцев назад. Человек, у которого она была, даже не имел представления, что это. Это ранняя работа в очень хорошем состоянии", – отмечает глава русского отдела "Кристис" Алексис ди Тизенгаузен.

Аплодисменты и крики браво звучали вновь, когда на аукцион был выставлен портрет писателя Александра Тихонова. Эта работа Юрия Анненкова экспонировалась в Венеции в 1924 году и висела тогда рядом с портретом Троцкого. Среди живописных работ в этот раз она оказалась самой дорогой – два миллиона фунтов, но в Лондоне говорят: это рекорд только одной картины. В целом, от русского искусства ждут еще множества рекордов. Правда, загадывать в Лондоне не стали. Неизвестно, что на следующих торгах пожелает и сколько не пожалеет загадочная русская душа.