29.11.2007 | 19:54

Воспоминания о коммунальной кухне

"Воспоминания о коммунальной кухне". Российская премьера. Художник Илья Кабаков представил свою знаменитую инсталляцию на выставке в Музее актуального искусства. Подробности – у "Новостей культуры".

Проза жизни превратилась в экзотику, а бытовые предметы – в артефакты актуального искусства. Чем больше проходит времени, тем более невероятным кажется, что можно было жить в тех нечеловеческих условиях. Личная жизнь проходила на глазах у соседей, а поведение регламентировалось бесчисленными объявлениями.

Соседи боролись друг с другом за все: за здоровый быт, чистоту, соблюдение тишины. Иногда они просто просили: "Не приводить посторонних людей-гостей, на кухню – здесь и так нечем дышать". Иногда можно было услышать крик души: "Позор тем, кто льет воду и остатки еды в ведро для мусора. Для этого стоит помойное ведро". Кабаков пишет и от собственного имени: "Когда я ремонтировал свой шкаф, то не было гвоздей, и я клещами надергал их из коридора. Их там много было, только ржавых". "Это стык абсурдного жанра, абсолютно хармсовского. Там читаешь, читаешь, читаешь, насколько это страшно, как это шоу за стеклом: все у всех на виду. Тотальная звукопроницаемость, нет никаких секретов. Все все слышат, за всеми следят", – поясняет искусствовед Вера Полоскова.

Объявления, написанные на клочках бумаги разными почерками, Кабаков сочинил сам. Они типичны для эпохи шестидесятых. Кроме того, художник комментирует свои объявления с помощью рисунков и различных предметов. "Графика открывания форточки с рисунками, Рисунок ножичка синего для резки картошки. Кто найдет этот ножичек, верните гражданке такой-то. Юмор, гротеск и в то же время не литература, а визуальное искусство", – рассказывает директор Музея актуального искусства Игорь Маркин.

"Воспоминание о коммунальной кухне" Ильи Кабакова – это, помимо прочего, свидетельства о том, что было когда-то очевидным, а теперь воспринимается как совершенно невероятное.