01.12.2007 | 12:42

Глен Гульд. Пятьдесят лет спустя

Ровно пятьдесят лет назад свои первые гастроли великий музыкант-отшельник Глен Гульд начал с Москвы. Тогда он дал в российской столице два концерта. На первом зал был пуст – никто не пошел слушать неизвестного музыканта; но вторая попытка оказалась ошеломительной. Узнав о гениальном пианисте из Канады, публика заполнила зал до отказа. По легенде, пустой зал заполнился в течение одного концерта. В пятницу в Малом зале столичной консерватории вспоминали о тех событиях. Рассказывают "Новости культуры".

Концерт назывался: "Глен Гульд. Пятьдесят лет спустя". "Гульд приезжал в мае. Было тепло, но он был в пальто, в перчатках. Он очень боялся холода", – рассказывает профессор Академии имени Гнесиных Владимир Тропп. "Приезд Гульда был двойной, если не тройной бомбой. Это был первый приезд северо-американского музыканта после войны. Это был 1957 год, еще до Фестиваля молодежи и студентов", – вспоминает композитор, профессор Московской консерватории Владимир Тарнопольский.

Гульд играл произведения тех композиторов, имена которых в России еще не знали: Берг, Шенберг, Веберн, нововенская школа. Кого-то эта музыка шокировала, кого-то привела в восторг. На встрече в Малом зале консерватории речь шла об этой новой музыке, о которой сейчас большинство знает по записям на виниловых пластинках. "Когда он играл на этой встрече, он сказал такие слова: "Я сейчас вам сыграю произведение, которое я не играл лет десять – невероятная цифра". Это было чуть-чуть эпатажем", – замечает Владимир Тропп. Речь шла о Вариациях Веберна – произведении, которое даже по нотам сыграть непросто. Спустя пятьдесят лет канадский пианист Жан Демаре не рискнул исполнить его без нот, а Гульд тогда играл Вариации после большого перерыва.

Спустя пятьдесят лет Москва узнала и Гульда-композитора. Прозвучал его Струнный квартет – единственное законченное им сочинение. "Я должен быть честен как композитор. Во-первых, он занимался сочинением только в юношеские годы, он не стал профессионалом. Во-вторых, это нельзя сравнивать с его достижениями в области пианизма. Но так играть, как Гульд, мог только композитор. Абсолютно композиторская логика", – утверждает Владимир Тарнопольский.

Спустя пятьдесят лет Москва отмечала приезд Гульда. Если бы пианист был жив, возможно, он и сам вспомнил бы об этой дате. "Потому что это была первая зарубежная европейская гастрольная поездка, которая началась в Москве, началась триумфально и во многом определила его имя в мире", – отметил народный артист России, ректор Московской консерватории Тигран Алиханов.

Читайте также:
Фестиваль к пятидесятилетию московских гастролей Глена Гульда