02.12.2007 | 13:13

Фестиваль "Crescendo": к столетию "Русских сезонов"

Фестиваль "Crescendo" - детище пианиста Дениса Мацуева - называют "музыкальным путешествием". Вот уже третий год подряд он проходит в разных городах России. В этом году фестиваль перешагнул границу. "Рапсодия в стиле блюз" Гершвина, прозвучавшая на закрытии фестиваля "Crescendo" в Москве, стала своеобразной прелюдией к его продолжению в Париже. Выступления в театре Шамз Элизе и на одной из крупнейших концертных площадок французской столицы - зале Гаво посвящены столетию "Русских сезонов" Сергея Дягилева. Во Франции работает съемочная группа "Новостей культуры".

"Русские сезоны" – емкое определение, придуманное Сергеем Дягилевым. На самом деле "Русские сезоны" во Франции – это прорыв, изменивший образ страны, это долгосрочная инвестиция, в результате которой все политические катаклизмы, которые сотрясли страну, уже не могли подорвать ее культурное реноме. Дягилев вывел формулу культурного обмена, которая успешно работает и по сей день. Во-первых, он делал ставку на индивидуальность и привозил настоящих суперзвезд. Прологом "Русских сезонов" стали вернисажи русской живописи. А начал Дягилев с оперы, великой русской оперы, один приезд Шаляпина сразу привлек внимание парижской публики. Следующим шагом было широкомасштабное наступление балета. На Париж в буквальном смысле обрушилась лавина балетных шедевров. Каждый из спектаклей был оформлен блистательными художниками объединения "Мир искусства", в них звучала новая музыка, прежде всего, потрясший французов Стравинский, и в центре всего были фантастические русские танцовщики.

Фокин, Мясин, Ида Рубинштейн, Тамара Карсавина и, конечно, король балета Вацлав Нижинский. Танцовщик совершал невероятное – он словно парил над сценой, надолго зависая в воздухе в своем знаменитом прыжке. Париж был городом счастья для Нижинского, здесь он стал невероятно знаменит. По легенде, великосветские дамы в роскошных туалетах вставали на колени прямо на мостовой, когда их герой выходил после спектакля к своему экипажу. А стоило Нижинскому уехать из Парижа на первые в своей жизни самостоятельные гастроли, в Бразилию, как случилась его первая ссора, а впоследствии и разрыв с Дягилевым. Сергей Павлович практически не совершал ошибок, но эта стала роковой: после телеграммы совершенно трагического содержания "труппа Дягилева не нуждается больше в услугах танцовщика Нижинского", звезда "Русских сезонов" так и не смог вновь взлететь над сценой. Париж стал для него городом заточения, душевная болезнь с каждым годом все больше овладевала Нижинским, он умер в 50-м году и был похоронен на кладбище Монмартра.

История Нижинского – одна из самых трагических страниц "Русских сезонов", которые каждый год вплоть до Октябрьской революции приобретали все больший размах и значимость. Сегодня исследователи этого периода, ключевого для развития культурной политики и самих механизмов культурного обмена, задаются вопросом – что такого сумел раскрыть Дягилев в русской культуре, какое зерно он нашел, чтобы раз и навсегда закрепить за Россией реноме крупнейшего экспортера объектов искусства? Самобытность плюс новация, великолепное национальное искусство плюс интересная интерпретация искусства чужого: таковы основные дягилевские принципы. Сегодня в Париже опять висят яркие афиши с очень понятным для искушенной французской публики названием: "Crescendo".

Читайте также: В Париже начинается фестиваль "Crescendo"
"Русские сезоны" в Париже. Год 2007
Париж, Дягилев, "Crescendo"...