02.12.2007 | 13:40

Науму Клейману – 70!

1 декабря исполнилось 70 лет Науму Клейману. Выдающийся киновед, исследователь творчества Сергея Эйзенштейна, главным делом своей жизни считает создание Музея Кино. И свой день рождения он встречает на рабочем месте - в мемориальной квартире Эйзенштейна на Смоленской набережной. Рассказывают "Новости культуры".

Эта квартира – второй дом Наума Клеймана. Именно здесь и началась история Музея Кино. Когда вдова Эйзенштейна передала права на квартиру Союзу кинематографистов, ответственным назначили Клеймана, известного "эйзеномана"… Здесь, в этом доме, нет ничего случайного. За каждой обложкой, автографом или сувениром – кроется своя история.

Наум Клейман, директор Музея кино: "Это та лошадка, которая натолкнула Эйзенштейна на теорию цветового кино. В разговоре с карикатуристом Жаном Эфелем он объясняет, в чем функция цвета, и вот эти пятна красные – метафора выражения в народном сознании – лошадь в яблоках".

Любовь к кино – это, конечно же, из детства. Наум Клейман вырос на Урале. Отсутствие театров и концертных залов восполняли кинотеатры. Учителя не только закрывали глаза на то, что школьники сбегали из-за сеанса с уроков, но и устраивали совместные обсуждения.

Наум Клейман, директор Музея кино: "Тогда даже на афишах имена режиссеров не писали, и дело школы было углубить наш интерес. Они обращали внимание не только на сюжет, а что за ним стоит. Кино для нас было, как окно в большой мир, которое, как волшебный ковер-самолет переносило нас в другие города, страны, эпохи".

Теперь он сам – учитель: показы классики, редкого кино, артхауса, обсуждения до и после. Многие из молодых людей – постоянных посетителей Музея кино - превратились теперь в его героев. Илья Хржановский, Андрей Звягинцев…

Наум Клейман, директор Музея кино: "У нас хорошие детишки. Каждый приносит в подарок музею свои фильмы – теперь на dvd, а иногда и на пленке. И для нас это очень приятно, у нас есть даже целая секция – фильмы детей".