05.12.2007 | 11:27

Ладья – 2007

Хохломская роспись и гжельский фарфор, ростовская финифть и вологодское кружево. Сегодня в Москве открывается выставка художественных промыслов – "Ладья – 2007". Уникальное искусство представят в столице профессиональные художники и народные умельцы. Рассказывают "Новости культуры".

Четыре тысячи квадратных метров, четыреста стендов и витрин – таков масштаб выставки. Монтаж этой экспозиции сравним с предпраздничной суетой. Хохломская, городецкая и вологодская роспись по дереву, ивановская и тарусская вышивка, золотное шитье, лаковая миниатюра Федоскина, Палеха и Мстеры. На выставку приехали мастера из самых прославленных центров декоративно-прикладного и народного искусства. Представленные работы подобны индикаторам состояния и развития художественных промыслов.

Хохломская роспись, как известно, появилась триста лет назад. С тех пор в технологии этого промысла мало что изменилось. Изделия и сегодня создаются вручную. "Если раньше на изготовление одного изделия нужно было пятьдесят с лишним дней, то в наши дни это тоже осталось. Начиная, буквально, с того, что нужно выдержать дерево под открытым небом два-три года, выточить из него на токарном станке форму изделия и потом расписать так, как было в прежнее время", – рассказывает искусствовед Виктор Антонов.

Михайловское кружево мастерицы плетут не по рисунку, а по счету нитей. Над праздничной скатертью трудились два месяца. Живопись на металлических подносах тоже уникальна. Темные пятна и штрихи вокруг роз, которые называют "уральскими", – это эффект черепашки. Так называют авторы метод копчения изделия над свечой. Свое ремесло народные умельцы передавали из поколения в поколение, секреты мастерства, как правило, от посторонних утаивали.

Для того, чтобы освоить ручное ковроделие, жительнице Республики Калмыкия Марии Эльдеровой пришлось отправиться в Дагестан. "Этим промыслом занимались дагестанцы. Ковры ткали для домов, чтобы утеплить пол, делали из этого полотна одежду", – замечает она. Как оказалось, технология ковроделия не так уж сложна, хотя и кропотлива. Для этой выставки Мария Эльдерова сама подготовила мастер-класс. "Вот видите, я делаю основу. Здесь ничего сложного нет абсолютно. Только нужна усидчивость", – замечает Мария Эльдерова.

Большинство изделий в экспозиции созданы по старинным образцам. Однако не обходится и без веяний нынешней эпохи. Уже появляются театральные сумочки золотного шитья и портретные вышивки современников.