05.12.2007 | 19:38

Графика художников-маковцев представлена в Третьяковке

85 лет со дня основания художественного объединения "Маковец" в Третьяковской галерее было решено отмечать не традиционной выставкой, а вечером – таким же шумным и многолюдным, какими были вечера художников в дни расцвета этого творческого союза. Вход на юбилейную выставку свободный. Достаточно только слова, звучащего как пароль: "Маковец". Рассказывают "Новости культуры".

Вечер "Маковца" вызвал большой интерес как у специалистов, так и у зрителей. Скорее, он напоминал научную конференцию, на которой выяснялись новые подробности из жизни этого объединения. Было решено возродить журнал "Маковец" и первый выпуск посвятить итогам нынешней конференции.

Объединение "Маковец" возникло в 1922 году, когда время эпатажа и формальных поисков уже осталось позади. Художники оказались на перепутье. Нужно было решить, в каком направлении двигаться дальше. Многие из них до этого увлекались авангардом: Шевченко входил в группу "Ослиный хвост", а Чекрыгин, будущий лидер "Маковца", в группу "Центрифуга".

В 20-е годы Париж как центр современного искусства уступил свои позиции. В это время все самое интересное в художественной жизни происходило в Мюнхене, где царил экспрессионизм. Многие художники объединения "Маковец" были также увлечены этим направлением, но для них не это было главным. "Для художников-маковцев было мировое искусство в самом высоком понимании: человек и мироздание, человек и Бог или древнерусская живопись, которая настраивала их на монументальный лад", – рассказывает заведующая отделом графики ХХ века Наталья Адаскина.

Объединение "Маковец" просуществовало недолго. Уже в 1926 году году оно распалось. Закончилось время экспериментов с разнообразием стилей, групп и направлений. Тогда начал складываться официальный стиль и возникла иерархия жанров. Главным стало создание монументальных полотен на историко-революционные темы и парадные портреты. Маковцы же предпочитали камерные произведения, в которых передавали собственное настроение. "Нельзя было делать шаг в сторону. Нельзя было быть экспрессинистом. Нельзя было быть обобщенным, формализованным, нельзя было быть никаким", – продолжает Наталья Адаскина.

С 30-х и до 80-х годов для "маковцев" наступил тяжелый период. Их просто перестали замечать. Тем не менее, Третьяковка успела приобрести работы мастеров: Чекрыгина, Чернышева, Романовича, Фаворского. Рындина. В наше время интерес к этим художникам снова возростает.