06.12.2007 | 12:21

К юбилею Владимира Наумова

Сегодня режиссеру Владимиру Наумову исполняется восемьдесят лет. "Бег", "Легенда о Тиле", "Тегеран-43" – эти ленты он снял вместе с Александром Аловым. Для кинематографа столь плодотворный режиссерский тандем – явление уникальное. Затем были "Десять лет без права переписки", "Выбор", "Часы без стрелок" – эти фильмы Владимир Наумов снял уже без Алова. Рассказывают "Новости культуры".

Любимая тема художника Наумова – человек в толпе. Днем он снимает, ночью – рисует. Это, пожалуй, единственное хобби режиссера. Он любил рисовать еще в детстве, хотя и признается, что был не очень творческим мальчиком. Походам в оперетту в компании знаменитого семейства Пырьевых он предпочитал уличные шалости. "Как все говорят: "Я с юных дней стремился к искусству". Никуда я не стремился. Я стремился, извините, в наш сарай, который у меня был за домом, с самым главным бандитом нашего двора – с Юркой Муравьевым. И мы из рогаток били, неудобно говорить, крыс", – рассказывает Наумов. Однако, глядя на отца, выдающегося кинооператора, он все же поступил во ВГИК.

Студенческий приятель-фронтовик Алов стал его верным соратником на долгие годы. Кстати именно военная тема принесла этому тандему международную известность. Эпическая картина "Мир входящему" была подвергнута серьезной редакторской правке у себя на родине, а на фестивале в Венеции собрала главные призы.

Алов и Наумов первыми в СССР решились на экранизацию Булгаковского "Бега", а картина "Легенда о Тиле" стала заметным событием в советском и европейском киномире. При этом сами режиссеры никогда не были довольны своей работой до конца. "Я хотел бы переснять многие свои картины сразу же после того, как я их снял. Мы с женой переснимаем их каждый вечер, а с Аловым мы даже подрались однажды по поводу картины, которую сняли десять лет назад", – признается Наумов.

Творческие споры были в радость, но не споры с цензорами. Наумов с Аловым не только отстаивали свои картины, но и помогали коллегам. Долгое время они руководили шестым отделением "Мосфильма", выпустившим "Андрея Рублева", "Солярис", "Июльский дождь". Тогда было придумано масса способов, как обхитрить цензуру.

Сейчас Владимир Наумов снимает фильмы вне времени. В них он, как и прежде, снимает свою жену Наталию Белохвостикову и дочь Наташу, которая, конечно же, пошла по стопам отца и сейчас работает в соседнем кабинете над своим вторым фильмом. "Учишься от того, что рядом, и так воспринимаешь мир. Видя отца в профессии, когда кино для него – это весь мир, и то отношение, когда отдыха нет, ничего нет – есть кино. Это, безусловно, передается", – замечает Наталья Наумова. "У меня кроме кино ничего нет. Кино и близкие люди – я полностью поглощен этим делом", – говорит Наумов.