05.05.2012 | 19:34

Из истории Пушкинского музея

31 мая на исторической сцене Большого театра будут праздновать 100-летие Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. На торжество приглашены коллеги из крупнейших музеев мира. Осталось, говорит директор Пушкинского Ирина Антонова, только выполнить завет основателя музея Ивана Цветаева – создать «музейный квартал». Но грандиозная реконструкция займет не менее пяти лет. А пока о прошлом и будущем дома на Волхонке рассказывают основные юбилейные экспозиции. Рассказывают «Новости культуры».

Светящийся домик  – гордость музейщиков. Он был сделан специально к выставке, посвященной 100-летию Музея имени Пушкина. Это макет здания на Пречистенке, где в 1928 году была открыта первая экспозиция современного искусства. Через прозрачные стены домика видно, как тогда были развешаны по стенам шедевры Сезанна, Матисса, Пикассо. Через два десятка лет их поделят Эрмитаж и Музей изобразительных искусств. Но даже ополовиненное собрание уникально. Такой коллекцией французского искусства начала ХХ века не обладает даже музей Д'Орсэ в Париже.

Деликатно и со вкусом сделанная экспозиция рассказывает об истории музея, его шедеврах и, конечно, о людях. Египетская скульптура – дар миллионщика Юрия Нечаева-Мальцева. Владелец стекольных заводов в Гусь-Хрустальном дал два миллиона рублей, да еще и со знанием дела руководил строительством здания на Волхонке. Редчайшая коллекция древнего искусства Владимира Голенищева поставила музей в разряд крупнейших сокровищниц мира.

«Эти произведения, которые здесь есть, эти античные сосуды, античные формы, египетские изделия – это все первые поступления подлинников. Потому что Цветаев, когда создавал этот музей, он надеялся и мечтал уже тогда о том, что это будет музей не просто копий, а подлинников», – поясняет заместитель директора по научной работе Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Андрей Толстой.

Важные вехи в истории музея. Выставка скульптур Анны Голубкиной проходит в 1914 году, чтобы собрать деньги на лечение раненых. Масштабная экспозиция 1934 года демонстрирует проекты Дворца Советов. Годы Великой Отечественной – на интерактивных экранах можно увидеть документы и фотографии, показывающие как эвакуировали сокровища и как укрывали те, что остались. Первая большая послевоенная экспозиция представляет подарки Иосифу Сталину. Чтобы ее устроить, все остальные экспонаты убирают в запасники. А настоящая триумфальная выставка открывается в августе 1955 года.

На экране – фильм об истории спасения Дрезденских шедевров. Их нашли в штольнях. Отсыревшие, залитые водой, картины погибали. Советские реставраторы вернули полотнам жизнь. Среди тех мастеров был и Степан Чураков, который в ГДР стал настоящим национальным героем.

Оттепель – начало грандиозных проектов. Сенсационный Пикассо в 1956 году – до этого советские граждане не видели кубизма и прочих «измов». «Джоконда» лишь дважды покидала Лувр. В 1974 году по дороге из Японии во Францию ее выставили в Москве всего на три месяца. Люди стояли в очередях часами, перекупали за огромные деньги каталоги. Наконец, знаменитая «Москва-Париж» – выставка 1981 года. На кадрах хроники видно, что в центре Белого зала демонстрировался макет башни Владимира Татлина. Это был настоящий прорыв, ведь в «застойные» годы русский авангард в отечественных музеях не выставляли. 

Отдельная часть выставки посвящена жизни Музея изобразительных искусств в XXI веке. Реставрация, археология, библиотека, работа с детьми. Модель будущего городка на Волхонке, предложенная британским архитектором Норманом Фостером. У этого макета собирается больше всего сотрудников.

Читайте также:
«Воображаемый музей» в подарок к вековому юбилею

Пушкинский музей готов к столетнему юбилею

«Воображаемый музей» - к 100-летию ГМИИ имени Пушкина

В ГМИИ имени Пушкина открывается "Воображаемый музей"