09.12.2007 | 13:10

"Горе от ума" - премьера в "Современнике"

В "Современнике" состоялась премьера. Римас Туминас известен своим пристрастием к русской классике. Среди лучших работ режиссера - лермонтовский "Маскарад", "Вишневый сад" и "Три сестры" Чехова. На этот раз Туминас выбрал "Горе от ума". Пьесу Грибоедова он освободил от хрестоматийных штампов и вместо пафосной социальной комедии предложил грустную семейную историю. "Новости культуры" побывали в субботу на генеральном прогоне спектакля.

Поставить "Горе от ума" Римас Туминас решил, когда по дороге в "Современник" увидел памятник Грибоедову. Предложение Галину Борисовну Волчек обрадовало.

Галина Волчек, художественный руководитель театра "Современник": "Эта пьеса не нуждается в том, чтобы называть ее гениальной, но долго не имела современного рождения".

Пьеса Грибоедова претерпела немало горя, пройдя через горнило трактовок и штампов. Римас Туминас сразу определил для актеров генеральную линию. Не надо давать оценок. Не надо играть в рамках какого-то жанра – комедии или трагедии. Он родится сам собой. Главное – это отношение к литературным образам.

Римас Туминас, режиссер постановки: "Тут нельзя высмеивать, быть циничным по отношению к персонажам. Они милы, они хотят жить иначе, но живется так, как есть. Высмеивать, осуждать - некрасиво".

В непредвзятости режиссер видит залог многогранности образов. Фамусов в исполнении Сергея Гармаша напоминает то скупердяя Плюшкина в халате, то самодура, который рубит книги топором, а потом вдруг становится Наполеоном. Чацкий, которого играет Иван Стебунов – это и нервный подросток, и позер, и влюбленный. Совмещение этих граней рождает странные, и в то же время вполне естественные действия - когда Софья вдруг становится на руки, или разговор вдруг заканчивается дракой.

Самое трудное, по словам режиссера, было объяснить исчезновение Чацкого в финале. Он не нашел семьи, понимания, родины. Вообще идея семейного очага получает на сцене конкретное воплощение. Это русская печь, за которой прячутся герои, о которую греют руки и спины. Тепла ищет и дурачок Петрушка, который готов все снести от своего хозяина: в постановке Туминаса его образ символичен. Тепло – то, что притягивает, и чего ищут не только герои Грибоедова, но и зрители.

Сергей Гармаш, народный артист России: "Если во время спектакля зритель задумается о себе, о чем-то не из спектакля, значит, цель достигнута".

События одного дня сопровождает вальс, написанный самим Грибоедовым. В спектакле много немых сцен, герои открывают невидимые двери, пишут в воздухе невидимые буквы. Режиссер предлагает зрителям включиться в игру по расшифровке хорошо известного текста. "Горе от ума" - последняя работа Туминаса в статусе свободного режиссера перед вступлением в должность худрука театра Вахтангова. Хотя возможность продолжения работы с "Современником" не исключается.