10.12.2007 | 11:27

К 125-летию Игоря Стравинского

Крупнейший композитор двадцатого века, создавший неповторимый музыкальный язык. 125-летию Игоря Стравинского посвящается фестиваль, который открывается сегодня в Большом зале Московской консерватории. В его программе – камерные вечера и симфонические концерты, в которых прозвучат сочинения не только самого Стравинского, но также Йозефа Гайдна, Карла Орфа, композиторов нововенской школы – словом композиторов, кого имел в виду Стравинский, когда говорил, что он вобрал в себя всю историю музыки. Рассказывают "Новости культуры".

Игорь Стравинский прожил почти девяносто лет. Он даже общался с Римским-Корсаковым. "Он был очень чистым человеком в очень не эстетичный период русской истории. Я научился у него форме и оркестровке", – признавался Стравинский. "Я мальчишкой был, когда Стравинский приезжал. Я хорошо это помню. Помню трансляции, он дирижировал Фейерверком. Он умер только в 1971 году", – замечает заслуженный артист России Анатолий Левин, который часто работал со Стравинским. Сегодня Левин открывает фестиваль, посвященный 125-летию Стравинского. В этот концерт наряду с музыкой Стравинского Левин включил сочинения Гайдна. Неделю назад Геннадий Рождественский в один вечер исполня Стравинского и Гайдна. Что-то, безусловно, роднит этих композиторов. "Черты мировоззрения, стройность всего творчества. В каждом сочинении совершенство и разнообразие форм", – полагает Левин.

В творчестве Стравинского выделяют несколько периодов: русского фольклора, неоклассицизма, додекафонии, а Гайдн – только венский классик. "Я бы не сказал, что Стравинский более оригинален, чем Гайдн. Просто мы Гайдна очень мало знаем. У него нет похожих двух даже рядом стоящих симфоний. Невероятно разнообразен и неисчерпаем", – добавляет Анатолий Левин. В этом можно будет убедиться на концерте-открытии фестиваля, а, кроме того, просто послушать редко исполняемые сочинения: 85-ю симфонию Гайдна, его Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром и Симфонию Псалмов Стравинского.