10.12.2007 | 19:32

60-летие музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Коллекция этого музея охватывает этап отечественной истории протяженностью более семи столетий. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева отмечает шестидесятилетие. Появился он по инициативе известного архитектора - реставратора Петра Барановского. Создание нового музея должно было предотвратить уничтожение архитектурного – ансамбля Спасо-Андронникова монастыря. Мировую известность музей приобрел благодаря ценному собранию иконописи XIII – XVII веков. Рассказывают "Новости культуры".

Новым выставкам – новое экспозиционное пространство. Монтажные работы - в самом разгаре. В новом зале музея имени Рублева будет представлен иконостас церкви Благовещенья Богородицы. Этот храм разрушили в средине прошлого столетия. Фрески Восточной стены чудом уцелели.

Наталья Комашко, ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: "Эти фрески хранились в нашем музее очень много лет. И мы давно мечтали выставить их в полном комплексе. Этот памятник первой четверти XVIII века создан Ярославскими стенописцами того времени".

Коллекцию, в которую сегодня входит пятнадцать тысяч экспонатов, в музее имени Рублева собирали больше полувека. На момент образования, а это было в 1947 году, в фондах музея не было памятников русского искусства. Экспонаты принимали в дар, привозили из экспедиций. В отделе рукописной и старопечатной книги можно увидеть и крошечный молитвослов в одну 64-ю долю листа и огромный по сравнению с ним толковый псалтырь XIX века – тяжелое для реставраторов и по сложности и по весу произведение.

Лариса Алехина, заведующая сектором рукописной и старопечатной книги: "Мы не взвешивали. Но она весит, наверное, не меньше десяти килограммов".

К шестидесятилетию в музее обновили и расширили постоянные экспозиции и приготовили новые. На открывшейся сегодня выставке "Ступени мастерства" собраны иконы, которые попали в музей в 60-е. Во время экспедиций по русскому Северу сотрудники находили раритеты в заброшенных храмах и зернохранилищах. Многие произведения старых мастеров, казалось бы, были безвозвратно утрачены. Среди них и икона XVII века.

Геннадий Попов, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: "Таких икон несколько - с житиями о Флоре и Лавре. Ну, не более пяти".

Собранные на выставке иконы – дипломные работы студентов факультета реставрации. Именно им в музее доверили подарить вторую жизнь самым сложным для реставраторов произведениям.