07.05.2012 | 13:22

Нижинский вернулся в Москву

В Москве после более чем 20-летнего перерыва гастролирует Гамбургский балет. В афише – ключевые спектакли Джона Ноймайера – «Третья симфония Малера» и «Нижинский». Два вечера подряд на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко разворачивается трагическая история жизни знаменитого русского танцовщика. Рассказывают «Новости культуры».

В репертуарной афише Театра Станиславского и Немировича-Данченко – два балета Джона Ноймайера – «Чайка» и «Русалочка».Театр очень рассчитывал, что Ноймайер поставит «Нижинского» в Москве. Но для хореографа это очень личная история, поэтому он согласился привезти спектакль только на гастроли.

«Для господина Ноймайера это святая работа. Это самое дорогое для жизни его души в искусстве. Может быть, "Нижинским" он меряет все св своей жизни», – говорит начальник отдела по зарубежным связям Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ирина Черномурова.

Джон Ноймайер поставил балет в 2000 году, когда мир отмечал 50-летие со дня смерти великого танцовщика. Для самого Ноймайера Нижинский не просто великий артист балета, а родственная душа. У Джона в доме хранится огромная коллекция вещей, принадлежавших танцовщику. Балетные туфли, телеграммы, письма, фотографии, костюмы. Они во многом определили дух этой постановки.

«Я собирал коллекцию много лет, и вместе с ней росло мое понимание этого художника. Конечно, я не расставил дорогие мне предметы коллекции в ряд и не ставил по ним хореографию. Мне было важно привезти "Нижинского" в Россию, показать мои впечатления о нем, мои мысли», – признается хореограф.

Александр Рябко танцует партию Нижинского уже 12 лет. Всю его жизнь – от триумфального взлета до сумасшествия – проживает за два с половиной часа. Нерв этой роли он начинает ощущать еще до выхода на сцену.

«Я знаю, что это самый длительный напряженный спектакль. Как физически, так и эмоционально», – признается премьер Гамбургского балета.

В этой постановке Ноймайер вывел на сцену всех людей, окружавших Нижинского. В первую очередь Дягилева – злого гения этой трагической истории.

«Он хотел развиваться сам по себе, и мне казалось, что Нижинский талантливее его», – делится премьер Гамбургского балета Иван Урбан.

Впрочем, не только Дягилев. По мнению Ноймайера, причиной сумасшествия Нижинского стали и измены его жены Ромалы. Именно она была с ним в самые тяжелые моменты жизни. Во время Второй мировой войны, когда такие, как Нижинский, беспощадно уничтожались, Ромола спасла его.

«Мы танцуем 12 лет, и каждый раз Джон дает новое и объясняет досконально», – отмечает прима-балерина Гамбургского балета Анна Поликарпова.

Вместе с реальными персонажами на сцене герои Нижинского. Среди них – золотой раб, Петрушка, Фавн. Многие из них появились благодаря Нижинскому-хореографу, хотя его балеты в то время мир не принял.

Ноймайер не только поставил танцы. Сценография и костюмы тоже его. Он приоткрыл дверь в мир Нижинского, заставив поверить, что так на самом деле все и было.

«Нижинскому» зал аплодировал стоя. Как когда-то самому танцовщику. С Гамбургским балетом Нижинский снова вернулся в Россию, где прошли его детство, юность. Где началась эта история, бесконечно счастливая и безнадежно трагическая.