08.05.2012 | 10:31

Валерию Тодоровскому - 50

Его личное участие в съемочном процессе может принимать разные формы. Но содержание фильмов всегда остается в выигрыше. Валерию Тодоровскому удается оправдывать ожидания массового зрителя, не поступаясь собственными художественными ценностями. Одной из первых киноработ Тодоровского-младшего стал сценарий к фильму «Двойник». Режиссерский дебют - картина «Катафалк» - получила Гран-при на кинофестивале в Мангейме в Германии. В копилке Валерия Тодоровского - приз зрительских симпатий в Каннах, «Приз Мира» в Чикаго. Сегодня режиссеру исполняется пятьдесят лет. Рассказывают «Новости культуры».  

Активен, рационален, деловит - режиссер, продюсер и сценарист в одном лице - Валерий Тодоровский и любит кино, и относится к нему как к профессии. Жанрово, сюжетно, про людей и для людей, - снимать так для него не значит: «наступать на горло собственной песни», - совсем наоборот.

«Я исходил всегда из того, что мне надо делать, что хочется, и как хочется, и не думать ни о чем другом», - говорит Валерий Тодоровский.

Подростком играл в фильме Юрия Райзмана «Странная женщина», но мечтал, конечно, не об актерской карьере - о режиссерской. Вслед за отцом – Тодоровским-старшим. Но в семье этой кумовство как-то не принято, и на режиссерский Тодоровского-младшего не приняли. Сначала во ВГИК, потом на Высшие режиссерские. Окончил как сценарист. Зато в девяностые, когда оказалось – и без диплома можно снимать – переучиваться ему не пришлось: и продюсирование, и режиссуру освоил на практике - в условиях, для людей старой закалки зачастую неподъемных. «Любовь» - мелодрама с детективной линией - второй фильм в фильмографии, - уже и критиками замечен, и исполнитель главной роли – Евгений Миронов - собрал урожай призов за главную роль. Для многих артистов участие в фильме Тодоровского – счастливая карта. Он делает звезд из молодых и дает звездные роли артистам уже состоявшимся.

«Мой принцип с артистами очень простой: долгий тщательный поиск, долгие тщательные пробы. До последней минуты я тяну, сомневаюсь, когда это решение принимаю, уже точно понимаю - пока внутренний голос мне не скажет - все - надо брать - этого актера, эту актрису - с ними все сложится», - говорит Валерий Тодоровский.

Утвердив артиста на роль, он много времени проводит в репетициях - отсекает ненужное.

«Тодоровский отвел меня в сторону и говорит: «А вот теперь все, что ты так хорошо придумал и даже сделал, все смешное и неадекватное убираешь, кроме одного единственного момента»», - вспоминает народный артист России Сергей Гармаш.

Такой режиссерский подход стал мастерской громких ролей для Сергея Гармаша и Олега Янковского, позволил так сразу и ярко войти в кино Антону Шагину и Максиму Матвееву, на всю жизнь сдружил Дину Корзун и Чулпан Хаматову. Всего восемь картин в фильмографии режиссера Валерия Тодоровского, но выход каждой - событие.

«Я его очень уважаю как художника, который ищет свою тему - ее ждет, как охотник – дожидается, начинает картину», - говорит народная артистка России Чулпан Хаматова.

Кто-то считает его режиссерский взгляд холодновато-остраненым, но мало кто сможет найти в фильмах Тодоровского погрешность против вкуса, ненужный кадр, неточную деталь.

«Я считаю, что есть режиссеры-полководцы, я их так называю - им нравится руководить массами, а есть режиссеры кабинетные. Я скорее – кабинетный», - объясняет Валерий Тодоровский.

Сегодня его кабинет оклеен картинками из журналов оттепельной эпохи. Кажется, после фильма о свободе, снятом на материале пятидесятых, Валерий Тодоровский готовится перелистнуть страницу.

«Шестидесятые - время, которое мне очень нравится, вот я сейчас о нем думаю, может быть, я сниму фильм про время, про эпоху», - отмечает Валерий Тодоровский.

В чем можно не сомневаться, что это снова будет фильм о молодых, о тех, кто способен все изменить и измениться.