12.12.2007 | 19:31

Вера и власть

Музеи Московского Кремля обладают уникальным собранием шедевров эпохи правления Ивана Грозного. Многие их них представлены сегодня на выставке под названием "Вера и власть". "Москва – третий Рим" – эта фраза стала отражением политики того времени. Через художественные памятники русского средневековья авторы выставки решили показать, как формировалась идеология царской власти. Рассказывают "Новости культуры".

Для того, чтобы укрепить в сознании народа идею о том, что Русь – наследница Византии, Иван Грозный нередко использовал искусство. Подтверждением тому может послужить любой из экспонатов выставки, которая собрана из коллекции Московского Кремля, а также из собраний российских и зарубежных музеев. "Здесь много памятников, которые никто никогда не видел, и в том контексте, в котором мы их показываем сейчас – с точки зрения развития иконографии, с точки зрения канонизации целого ряда русских святых, с точки зрения наследования царской власти и получения царской власти от византийского императора, – эта выставка абсолютно новая", – рассказывает директор Музеев Кремля Елена Гагарина.

Чин венчания на царство, составленный митрополитом Макарием, выносной крест, специально заказанный для шествий – все эти ритуальные предметы были позаимствованы из Византийской культуры.
Во времена Грозного происходит перелом в развитии Иконописи. В ней проявился идеологический аспект. В экспозиции представлена уникальная надгробная икона князя Василия Третьего – отца Ивана Грозного. "Стояла эта икона рядом с его гробницей. Есть факты, которые позволяют предполагать, что Иван Грозный намеревался канонизировать своего отца, а поскольку святым полагалось чествовать гробницу покровом и образом, то первый царь постепенно создавал этот комплекс", – говорит автор выставки Татьяна Самойлова.

Появились также мерные иконы сыновей Ивана Грозного. Они писались в меру роста новорожденных детей. На таких иконах изображали святого, чьим именем нарекался ребенок. Таким образом, его власть становилась сакральной. В период царствия Ивана Грозного в иконографии появилось множество новых сюжетов. Вокруг некоторых из них даже разгорались скандалы. Так, на знаменитой четырехчастной иконе из Благовещенского собора изображен воин с нимбом. Художник буквально понял псалом, где Христос сравнивается с воином, и надписал на нимбе: "Иисус Христос".

Чтобы приблизить икону к зрителю и показать, что это настоящее, живое искусство, на выставке демонстрируют анимационный фильм. Режиссер Светлана Быченко оживила иконографичеких персонажей. Такое нововведение авторы выставки считают своим ноу-хау. Идеология Белого царства, которая плавно перетекает в трагическую историю Града Китежа, становится понятной даже дилетанту.