18.12.2007 | 11:44

Научный музей в XXI веке

Церемония награждения победителей первого конкурса "Научный музей в XXI веке" состоится сегодня в Центре Мейерхольда. Десять из восьмидесяти четырех российских музеев получили гранты на реализацию своих новаторских проектов. Одним из лауреатов стал московский Дарвиновский музей. Рассказывают "Новости культуры".

Проект "Смотри в оба" построен на стыке физики, оптики и биологии. Его идея заключается в том, чтобы изучить органы зрения всего, что существует на Земле и понять, как устроена естественная оптика глаз человека и животного. Поскольку главный принцип создания проекта – заинтересовать ребенка и превратить обучение в игру, большой раздел посвящен оптическим иллюзиями.

Как узнать, почему предметы объемные, а дальтоники не различают цвета? Почему вблизи все расплывается, а одним глазом смотреть неудобно? Что такое полный спектр, и как научиться его видеть? Как выглядит вращающийся глаз, и что значит попасть в слепую зону зрения? Этого не знает ни один ребенок, но и не всякий взрослый может представить, как, например, видят окружающий мир насекомые.

"У всех насекомых огромное количество мелких-мелких глазков, у стрекозы – двадцать восемь тысяч, у бабочек – около семнадцати тысяч глазков таких мелких, поэтому каждый этот отдельный глазок видит только часть вас и меня, и весь остальной мир, и тогда общая картина, как мозаика получается", – рассказывает методист Государственного биологического музея имени Тимирязева Лидия Васильева.

Проект "Смотри в оба" еще не готов, выставка начнет работать 28 декабря, а пока его авторы – научные сотрудники музея – ждут, когда привезут большие динамические модели и размышляют, почему все-таки именно они выиграли грант. "Мы хотим научить своих посетителей не только смотреть, но и видеть. Нам трудно сказать, что именно повлияло на то, что мы получили этот грант, но это здорово", – признает заведующая отделом педагогики Государственного биологического музея имени Тимирязева Ольга Чубарова.

Главным условием для конкурсантов "Научного музея в XXI веке" была игровая составляющая и интерактивность. Последнему требованию в полной мере соответствует проект Государственного Дарвиновского музея "Живые этикетки". Принцип прост: вместо карточки с описанием животного в каждую витрину вмонтирован мини-экран, на котором показывают это же животное в природе.

"Мы, конечно, аккумулируем ценности прошлого, но в их интерпретации мы пытаемся использовать новые технологии, чтобы быть понятными нашим основным посетителям – детям", – замечает ученый секретарь Государственного Дарвиновского музея Юлия Шубина. Сложность этого проекта была не столько концептуальной, сколько технологической. Львиную долю работы сделали даже не ученые, а техники и программисты, которые вмонтировали экраны в уже готовые витрины и настроили интерактивные энциклопедии. "Это очень интересный, инновационный проект, прежде подобных в музейной практике не было", – добавляет Юлия Шубина.

Мобильные экспозиции, интерактивные лекции, игровые опыты – это уже освоенная практика научных музеев во всем мире. Российские научные музеи только встают на этот путь, превращаясь из академических центров в актуальное и привлекательное для детей место досуга. Лучшие из них получат заслуженные награды сегодня вечером.