19.12.2007 | 11:50

Постигая язык псковских изографов

В Приказных палатах Псковского кремля открылась выставка копий средневековых фресок. Их автор – профессор Санкт-Петербургской Академии художеств Александр Крылов. На выставке представлена лишь часть работ художника и исследователя древнерусского искусства. Свою работу с фресками он начал еще в 70-е годы в качестве руководителя студенческой практики. Рассказывают "Новости культуры".

Более сорока лет назад в темном и сыром Мелетовском храме он открывал для себя псковские фрески. Законы древних живописцев, по признанию Александра Крылова, сделали его, человека европейской культуры, русским. "Вот на этом священном золотом числе основана планировка города Пскова, по золотым сечениям выстроен каждый храм, и священное число символически присутствует в интерьерных росписях псковских храмов. Здесь я с этим познакомился, здесь я это оценил", – рассказывает Крылов.

Пятнадцать лет работы, десятки копий произведений псковской школы живописи из Снеторского и Мирожского монастырей, уникального храма XIV века в небольшой деревеньке Мелетово. На выставке представлена лишь третья часть этого уникального наследия. "Трудами Александра Константиновича к нам привезены такие шедевры, и это повод для псковичей взглянуть на своих предков и если не понять, то хотя бы задуматься", – замечает руководитель пресс-службы псковской епархии Андрей Таскаев.

Александр Крылов как никто другой знает иконографию псковской школы – по характеру рисунка, созерцательности. Профессор уверен, что фрагменты гигантской композиции "Апокалипсис" из Можайска – это работа псковских мастеров. "Все это наше наследие, которое показал художник. Он потратил большую часть своей жизни, чтобы узнать, каковы секреты этой живописи", – говорит искусствовед Тамара Шулакова.

Охра, киноварь, лазурь – этими дорогими пигментами пользовались псковские иконописцы. Для своей работы копиист Александр Крылов готовил их по старинным методикам псковских изографов.