19.12.2007 | 12:04

Балетный фестиваль "Русские сезоны ХХI век" открывается в Москве

Балетный фестиваль "Русские сезоны. ХХI век" открывается сегодня в Москве. Уже пятый год подряд этот уникальный смотр проводится по инициативе известного танцовщика и хореографа Андриса Лиепы, задавшегося целью возвратить современному зрителю знаменитые постановки труппы Сергея Дягилева. В следующем году исполнится сто лет с тех пор, как в Париже впервые состоялись вечера русской хореографии, устроенные этим удачливым антрепренером. Тогда лучшие танцовщики своего времени Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина, балетмейстер Михаил Фокин и художники Лев Бакст, Валентин Серов, Александр Бенуа произвели фурор в мировой столице искусств.

Атмосферу легендарных дягилевских сезонов смогут ощутить зрители, которые хотя бы в один из вечеров с 19 по 21 декабря окажутся в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. На это время здесь даже занавес сменили, начертав на нем "Русские сезоны". Надпись сделали по-французски, сложив из гигантских букв, представляющих собой стилизованные фигуры персонажей дягилевских балетов. Уже на протяжении 15 лет реконструкцией этих хореографических шедевров занимается Андрис Лиепа, сумевший привлечь к сотрудничеству "Кремлевский балет" под руководством Андрея Петрова и солистов Большого и Мариинского театров.

Так, сегодня, на открытии фестиваля, московская публика увидит два балета - "Синий бог" и "Тамар". "В основе первого балета - предание об индийских богах, спасших влюбленного юношу от участи безбрачной жизни жреца", - пояснил Андрис Лиепа. Он напомнил, что этот балет был поставлен Михаилом Фокиным, от хореографии которого до наших дней дошли только фотографии, по ним и был восстановлен спектакль, который теперь великолепно танцуют солисты ГАБТа Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе. Вторым названием в сегодняшней афише значится балет "Тамар", он также в свое время был поставлен Михаилом Фокиным, от этого спектакля остался лишь один эскиз декорации Льва Бакста да несколько черно-белых снимков сценических костюмов. Так что балет о грузинской сладострастной царице-убийце по сути был создан заново, заглавную партию в нем исполнит солистка Мариинки Ирма Ниорадзе.

В четверг, 20 декабря, на суд публики будут представлены "Болеро" с Илзе Лиепа и "Жар-птица" с Кристиной Кретовой - восходящей звездочкой "Кремлевского балета".

Финалом фестиваля и его центральным событием в пятницу, 21 декабря, станет бенефис Николая Цискаридзе. "Я исполню чудный балет "Видение розы", который когда-то танцевал Нижинский," - рассказал артист. По его словам, программу продолжит "Послеполуденный отдых фавна". "Его поставил Нижинский и сам танцевал в нем,"- уточнил Цискаридзе, добавив, что завершит вечер всем знакомая "Шехерезада" - красочная история из жизни восточного гарема. Важным назвал артист и такую деталь: все балеты пойдут под живую музыку, которая прозвучит в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова.