20.12.2007 | 11:26

В театре "Et Cetera" поставили Брэдбери

В театре "Et Cetera" все готово к премьере. Режиссер Адольф Шапиро поставил спектакль по знаменитому роману Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Это мрачная антиутопия о гибели книжной культуры. Рассказывают "Новости культуры".

"Эпиграфом к роману, что тоже есть в тексте, который мы играем, взяты слова: "Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек". По-моему настало время говорить", – говорит режиссер спектакля Адольф Шапиро. Он, как и американский фантаст, давно увидел в развитии цивилизации угрозу культуре. Режиссер очень хорошо помнит чувство стыда и унижения, когда в годы советской власти сам был вынужден сжигать запрещенную прессу. Сегодня сюжет книги Рея Брэдбери, по мнению режиссера, по-прежнему актуален. "Сжигание книги – это не физический акт, а символический, метафора. Метафора уничтожения культуры. Поэтому эта метафора стала еще острее и существеннее сейчас", – замечает Шапиро.

Попытка исключить человека из реального мира и замкнуть его в искусственно созданном пространстве очевидна. На сцене одинокая женщина, вокруг нее только экраны телевизоров. Это одна из основных метафор постановки. "Книга перестает быть. Я имею в виду, книга как эстетический объект исчезает", – говорит художник Борис Заборов. По этой причине много лет назад известный живописец, скульптор и книжный дизайнер начал создавать книги, которые не горят. Тома, сделанные из бронзы, стали для него образом утраченной культуры. Сценографию к спектаклю, в котором будут гореть книги, создавал художник, который сам оформил не один десяток томов. Это тоже можно считать метафорой спектакля.

На роль Гая Монтега – пожарного почувствовавшего произошедшую катастрофу, Шапиро пригласил своего друга и коллегу, эстонского актера и режиссера Эльмо Нюганена. Кроме того, для него было очень важно, чтобы эту роль сыграл актер, не растиражированный в многочисленных телесериалах. "Иначе он бы не мог играть. Он оказался бы в нелепой ситуации, как и все мы, потому что он должен вступить против насилия массовой культуры", – утверждает Шапиро.

Несмотря на имидж буржуазного театра, "Et Cetera" в своих постановках стремится к определенной социальной позиции. В романе Брэдбери она очевидна. "Мы никого не обличаем, – говорят авторы спектакля, – а предупреждаем: фантастика, доведенная до абсурда, давно стала реальностью. Массовая культура воспитывает стереотипы мышления". "Главная задача – вывести человека в зале из душевной статики", – считает режиссер.

Читайте также: