21.12.2007 | 13:44

В Москве открылся фестиваль искусств "Русская зима"

В Москве открылся фестиваль искусств "Русская зима". Это фестиваль-долгожитель, в нем участвовало не одно поколение музыкантов, он пережил в нашей стране несколько эпох и проводится уже сорок четвертый раз. Он полон новых идей и творческих открытий. Это и продемонстрировал первый же концерт, в котором приняли участие хор и оркестр Большого театра, а также дирижер из Чехии Иржи Белоглавек. Рассказывают "Новости культуры".

До 1997 года Иржи Белоглавек часто бывал в Советском Союзе. Он даже неплохо помнит русский язык, о композиторе Дворжаке говорит на русском: "Его произведения и особенно симфонии популярны. Они красивые, мелодичные, ритмические и дают возможность для оркестра показать звуковые качества". Исполнение оркестром Большого театра под руководством Иржи Белоглавека Восьмой симфонии Дворжака подтвердило эти слова дирижера.

Если Дворжак в последние годы все же звучал в российских концертных залах, то о Леоше Яначеке русская публика имеет представление, скорее, по записям, которые привозились из-за рубежа. Обычно речь идет об оперных сочинениях композитора. Иржи Белоглавек представил в Москве "Глаголическую мессу" композитора. Маэстро считает ее одним из шедевров Яначека. "Яначек был большим русофилом, почитателем русской культуры и славянской культуры. Поэтому он решил написать мессу на старославянском – в то время принято было на латыни. Он адресовал эту мессу всем славянским народам", – рассказывает Белоглавек.

"Глаголическая месса" была написана в 1926 году для концертного исполнения. Любопытно, что незадолго до ее создания Яначек заметил, что он человек неверующий. Хотя к тому времени он уже написал несколько духовных сочинений, а в молодости пел в хоре, служил органистом и регентом в соборе Святого Августина в Брно. В Чехии "Мессу" Яначека исполняют довольно часто. Иржи Белоглавек не раз дирижировал этим опусом у себя на родине и за ее пределами. Теперь он познакомил с "Мессой" и русскую публику.