24.12.2007 | 13:06

Об итогах театрального года

Грандиозные фестивали, шумные премьеры, неожиданные актерские и режиссерские работы – театральная жизнь уходящего года оказалась богатой на яркие и запоминающиеся события. О самых значимых из них рассказывают "Новости культуры".

Театральный сезон можно сравнить с сезоном футбольным, вот только статистику "премьерам" и "вводам" никто не ведет, ведь это не "забитые мячи" или "результативные передачи". Победу от поражения в театре тоже не всегда можно отличить – сколько зрителей, столько и мнений. "Я свое художественное открытие связала бы с радикальными художественными проектами. Оно связано с тандемом Жолдак – Миронова. Это художественное открытие – прежде всего, актерское", – замечает театральный критик Алена Карась. Впрочем, большинство рецензий, которые вышли на постановку Андрея Жолдака, были довольно негативными. "Театру не хватает просвещенного зрителя. Он слился в некую массу", – считает театровед Сергей Коробков.

Единодушие критики проявили в поиске главного театрального события уходящего года. В 2007 году в Москве проходил Чеховский фестиваль. Этот театральный смотр проводится раз в два года. "Москва ведь стала в последние годы одним из самых фестивальных городов мира. И как раз на седьмой год пришелся ряд фестивалей. Чеховский – на уровне Авиньонского, Эдинбургского", – утверждает профессор РАТИ Алексей Бартошевич.

Театральное первенство осталось за Робером Лепажем. Приезд канадского режиссера на Чеховский фестиваль считают самым амбициозным проектом Валерия Шадрина. Директор смотра пригласил в Москву сразу четыре постановки канадского гения. В Москве зрители увидели спектакли "Проект Андерсен", "Опера нищих", "Трилогия Драконов" и "Обратная сторона луны". Чаще всего про эту постановку говорят следующее: "Если вы не любите театр и ничего в нем не понимаете, спешите посмотреть "Обратную сторону луны" Робера Лепажа". "Когда московская театральная публика пришла на "Обратную сторону луны" все были поражены", – вспоминает Алексей Бартошевич.

"То, что Чеховский фестиваль продемонстрировал, заставило русский театр собраться. В итоге мы увидели "Горе от ума"", – отмечает Алена Карась. В этом году случился уникальный в своем роде прецедент: впервые российский театр возглавил иностранный мастер. Литовец Римас Туминас в 2007 году был назначен художественным руководителем Вахтанговского театра. Правда, пока Туминас не приступил к своим обязанностям. Почти весь год он работал в другом московском театре, где под занавес 2007 года представил свою версию "Горя от ума".

"Берег утопии" – без сомнения, самый грандиозный проект года. Российский молодежный театр выпустил девятичасовой спектакль по трилогии Тома Стоппарда. Это похоже на театральный марафон.Действо начинается около полудня, а заканчивается ближе полуночи. Спектакль готовился почти два года. В Москву неоднократно приезжал знаменитый британский драматург и не скрывал своего счастья, ведь герои его пьесы – русские мыслители Бакунин, Белинский, Герцен, Огарев – вернулись на родину. Многие не верили в успех постановки, но команда Алексея Бородина поработала на славу.

Открыть свое дело – вот главная тенденция уходящего года. Выпустив "Рассказ о счастливой Москве" в Табакерке режиссер Миндаугас Карбаускис стал свободным агентом – с целью создать собственную команду. "Когда мы появились, новое поколение, мы поколением не были. Но сейчас в тоске по своему театру мы уже поколением являемся. И Серебенников, и я, и Богомолов и Панков", – утверждает Миндаугас Карбаускис.
Читайте также: Российское кино. Итоги года