25.12.2007 | 12:32

Российское кино. Итоги года

В конце года "Новости культуры" традиционно подводят итоги. Сегодня рассказ пойдет о самых значимых событиях отечественного кинематографа. Яркие премьеры, участие в престижных фестивалях, победы и разочарования – все, чем был наполнен этот кинематографический год.

Составлять хит-парады и сравнивать одного мастера с другим – дело неблагодарное. Особенно в кино где режиссерский почерк – главное достоинство. Сокуров и Звягинцев, Михалков и Балабанов снимают очень разное кино, но все они безусловные герои 2007 года.

Кинокритики, которые уже взвесили все "за" и "против", к концу года назвали фильм "Груз 200" самой яркой работой. Между тем, ленту не отметили ни на одном российском фестивале, в отличие от зарубежных смотров. На прошедшем в середине декабря фестивале независимого кино в Испании "Груз 200" получил главный приз. "Все эти бомбы взрываются у нас как-то незаметно, и, конечно, для меня удивительно, что фильм, который обладает таким шоковым потенциалом, просто проходит, как очередной фильм. Выходит на видео, призов ему не дают. Посмотрели, пожали плечами и разошлись", – удивляется кинокритик Антон Долин.

Алексей Балабанов свою картину он создал несколько топорно, но эта грубоватая художественная манера в данном случае как нельзя кстати. Скромный режиссерский арсенал вполне соответствует поставленной задаче – создать бескомпромиссную, жесткую и язвительную социальную притчу. На общем фоне Балабанов оказался в этом году контркультурным героем, создавшим кино, которое в последние годы российские режиссеры обходят стороной. Отсюда возникает такой интерес критики. "Груз 200" хоть и не самый сильный, но точно самый громкий фильм 2007 года. "Я не могу не сказать о картине "Груз 200", которая была не только самым лучшим и ярким событием фестиваля "Кинотавр", но, на мой взгляд, и года, и последнего времени. Это очень мужественный и зрелый шаг режиссера Балабанова, решившегося на такое гражданское высказывание", – считает кинокритик Лариса Малюкова.

Второй фильм Андрея Звягинцева "Изгнание" тоже вышел в первой половине года и сразу же оказался в конкурсе Каннского фестиваля, и впервые за всю историю Канн приз за лучшую мужскую роль достался российскому актеру – Константину Лавроненко. "Некоторые представители русского кино сегодня находятся абсолютно на уровне мировом, и то, что этот фильм наградили, – это потрясающе", – утверждает кинокритик Антон Долин. Российская кинокритика, в отличие от западной, к ленте отнеслась неровно. В частности, Звягинцева обвиняли в "чистописании", за которым, в общем-то, ничего не стоит.

В конкурсе Каннского фестиваля традиционно участвовала и картина мэтра российского авторского кино Александра Сокурова "Александра". "Я посмотрела достаточно поздно фильм Сокурова "Александра" и поняла, что, слава Богу, год нам подарил достаточно крупное событие – кинематографическое, художественное; подарил актерскую работу Галины Вишневской, подарил нового, совершенно непохожего на себя Сокурова. Наконец, фильм, который меня по-человечески пронзил и к которому у меня нет вопросов по художественному качеству", – замечает кинокритик Ирина Павлова.

Фильм, по сути, представляет воспоминания режиссера о поездке на на таджикскую границу в 1995 году, где он снимал ленту "Духовные голоса". Неслучайно Сокуров привлек к съемкам оператора Александра Бурова, который работал с ним тогда, в 1995-м. Эта общая память помогла им добиться потрясающего результата. Фильм пропитан почти физическими ощущениями человека, который волей случая оказался на войне.

Венецианский фестиваль стал временем триумфа другого фильма – картины "12" Никиты Михалкова. Получив специального "Золотого льва", режиссер признавался, что для него гораздо важнее реакция на картину российского зрителя.

В одной из программ венецианского фестиваля был представлен еще один российский фильм – "Отрыв". Многие критики называют его лучшим дебютом года. "Новое старое имя – Александр Миндадзе. Один из лучших российских сценаристов дебютировал в режиссуре фильмом "Отрыв". Фильм никем особенно не был ни понят, ни оценен. Великолепный сценарист сделал великолепное режиссерское кино", – считает кинокритик Антон Долин. Ранее Миндадзе-сценарист работал в соавторстве с режиссером Вадимом Абдрашитовым. Миндадзе-режиссер в этом году предпринял попытку вернуться к стилистике того периода – когда вышли на экран их совместные работы – "Парад планет" и "Приход поезда".

Еще одним важным открытием этого года, по мнению критиков, стало появление в Москве нового международного фестиваля. "Появилось очень приятное событие в нашей жизни – это фестиваль "Завтра" – фестиваль авторского кино. Это отношение к кинематографу как к авторскому, но в тоже время как к кинематографу для людей. Мне, собственно, его не хватает в нашем кино", – замечает кинокритик Лариса Малюкова.

Картины оценивало жюри во главе с Йосом Стеллингом. Кроме сильного международного конкурса, на киносмотре было представлено несколько уникальных программ: ретроспективы, показы редкого кино и видеоарта.

Окончательно отвоевали в этом году позиции женщины-режиссеры. Лариса Садилова, Анна Меликян, Наталья Митрошина, Марина Разбежкина, Марина Любакова. Мужскому интеллектуальному кино они противопоставили женское – непосредственное, эмоциональное. Фильм Веры Сторожевой "Путешествие с домашними животными", получивший главный приз Московского кинофестиваля, стал замечательным примером этого явления.

Еще одна приятная тенденциия уходящего года связана с российским мейнстримом: зрительское кино становится по-настоящему интересным и умным. Примером тому могут послужить недавние премьеры: "Русская игра", "Слушая тишину", "Русалка".
Читайте также: Об итогах театрального года