25.12.2007 | 15:37

Сергей Коробков о музыкально-хореографической феерии "Щелкунчик"

В студии "Новостей культуры" о музыкально-хореографической феерии "Щелкунчик" рассказывает театральный критик Сергей Коробков.

- Авторы называют свое представление музыкально-хореографической феерией. Это какой-то особый жанр или, может быть, даже вид театра?
- Это Петр Ильич Чайковский, написавший такую партитуру, которая позволяет с самых разных ракурсов посмотреть на "симфонию детства", как называл балет "Щелкунчик" Борис Владимирович Асафьев. Он же говорил, что это "балет о взрослении души", и что "Щелкунчик" - это "путешествие по розовому морю надежд". Смотрите, какие поистине широкие возможности для того, чтобы составить новогоднее настроение, даже если у кого-то его нет.

- Действительно, "Щелкунчик" - это, пожалуй, самое рождественское произведение в мире. Почему так сложилось?
- Сложилось в мире. У нас эта традиция только-только начинает формироваться. Скажем, Большой театр со второй половины декабря и до первой декады января назначил тринадцать спектаклей "Щелкунчика". Если Вы спросите, что показывают балетные труппы в предновогодние праздники и на сам Новый год, – их просто нет дома. Потому что любой российский музыкальный театр с хорошим балетом приглашен на Запад. Почему так? Люди хотят красоты.

- Как Вы считаете, на какого зрителя, прежде всего, рассчитана новогодняя, рождественская феерия "Щелкунчик", на взрослых или на детей?
- Учитывая то, что в афише имена Михаила Плетнева, Олега Табакова, детского хора "Весна", я думаю, что это многоадресный спектакль и многоадресное представление. Это и понятно, потому что постановщики, которые делают спектакли по партитуре "Щелкунчика" Чайковского – от Вайнона, Бельского, Бежара, Ноймайера, Евгения Панфилова и до Григоровича (я считаю, что его спектакль самый совершенный в истории прочтения "Щелкунчика") – так вот, постановщики балансируют между двумя полюсами. На одном полюсе – Гофман, по произведению которого Мариус Петипа писал сценарий, а Олег Павлович Табаков будет из него зачитывать фрагменты; а на другом полюсе – Андерсен – с милым хэппи-эндом, с прозрачностью, ясностью, с хорошей изморозью в новогоднее утро. Так что здесь каждый волен найти для себя то, что просит его душа.
- Я думаю, обязательно найдет. Спасибо.

Читайте также:
Старая сказка в необычном исполнении