26.12.2007 | 11:58

О литературной жизни 2007 года

Творческий процесс писателей, как правило, не укладывается в календарный график, но те, кто в течение года следит за литературной жизнью, отмечают немало ярких событий. О том, чем запомнился 2007 год, рассказывают "Новости культуры".

"Литературный процесс простирается не в течение одного года и не на срок одного года, он простирается на эпоху. Меняется эпоха – меняется понятие литературного процесса", – считает литературовед Лев Аннинский.

Литературные события 2007 года – это, прежде всего, новые имена, отмеченные пристижным "Букером" и его младшим братом – студенческим "Букером". Роман "Матисс" для Александра Иличевского не первое произведение, да и Майя Кучерская тоже не начинающая писательница. Ее "История одного знакомства" увидела свет в 1998 году. Студенческий "Букер" ей был присужден за роман "Бог дождя", а такие награды определяют и читательский спрос.

Главная негосударственная премия "Национальный бестселлер" с девизом "Проснуться знаменитым" в 2007 году присуждена преподавателю Нахимовского училища Илье Бояшову. Его анималистическая философская притча "Путь Мури" обошла буквально на один голос роман "Даниэль Штайн, переводчик" Людмилы Улицкой. Тем не менее, критики в один голос называют роман Улицкой одним из самых интересных событий года. За это произведение она получила одну из самых молодых, но и самых весомых российских литературных премий – "Большая книга".

"Статус литературы, статус писателя, который был до недавнего времени на втором плане, если и не полностью реабилитирован, то, по крайней мере, он действительно оказывается сопоставим с другими видами искусства. В первую очередь приходит в голову актерская профессия, эстрада. Писателя узнают", – отмечает литературный обозреватель Николай Александров.

Вторая группа важных событий литературного процесса 2007 года – это события выставочные, ярмарочные, фестивальные. Среди них стоит выделить Пятый московский фестиваль поэтов, который прошел в октябре. На этот "фестиваль фестивалей", как его окрестила пресса, съехались поэты из Франции Германии, США, Канады, Латвии, Грузии, Испании.

Девятая ярмарка Non/Fiction стала еще одним событием года. Ярмарка интеллектуальной литературы сейчас находится на пике популярности, может быть, еще и потому, что грань между интеллектуальной и "неинтеллектуальной" литературой организаторы проводят не так жестко, как раньше.

Для профессиональных литераторов, несомненно, стал событием Седьмой форум молодых писателей в Липках. Старшие коллеги по цеху отметили, что основной тенденцией у молодых литераторов стала "спокойная серьезность" – ориентация на понимание, на понятность, возвращение традиционной стилистики. В этом, вероятно, выражается современный литературный процесс. Впрочем, у каждого критика были персональные потрясения.

"Пожалуй, самым сильным потрясением и событием был прошедший в конце декабря вечер Олега Чухонцева в Центральном Доме литераторов. Дело все в том, что Олег Чухонцев не просто на сегодня один из самых, может быть, самый замечательных поэтов, не будем выстраивать сейчас иерархию, но он один из тех поэтов, в присутствии которых мы ощущаем, что мы живем", – утверждает литературовед Игорь Шайтанов.

"Что мне показалось интересным, из того, что я прочел? Вышла книжка Льва Самойловича Осповата. Это фигура очень известная в так называемых узких кругах литературоведов, и он всегда был всемирно известным специалистом по Латинской Америке, – замечает Лев Аннинский. – Ему уже девятый десяток, и он, между прочим, фронтовик. И вот он теперь издал книжку. Называется она "Как вспомнилось". Он рассказывает, начиная с детства в Андижане, а главное – это, конечно, война. 1941 – 1945 годы. Они молодые были, молодые ребята после школы. Он вспомнил, как переводил Неруду, и в этом стиле изложил свои байки".

Скорее всего, год 2007 спустя некоторое время не будет таким же заметным, как, например, год 1989, когда литература возвращалась в Россию, или 1847 год, когда появились "Бедные люди" Достоевского и "Обыкновенная история" Гончарова. Однако этот год запомнится сближением высокой литературы и литературы, рассчитанной на массового читателя. Даже в шорт-лист "Русского Букера" впервые вошли два романа, которые написанны в так называемых "массовых жанрах", – детектив и психологический триллер.

"В дальнейшем литература, безусловно, будет развиваться, должна развиваться и скорее. Те ожидания, которые есть у читателя, та потребность в интересном произведении, в конечном итоге, конечно же, провоцирует самих писателей на написание произведений", – добавляет Николай Александров. "Я думаю, что итоги этого года и ближайших к нему годов прошедших, состоят в том, что мы ожидаем, наступит ли XXI век. Живем ли мы уже в литературной ситуации XXI века, или изживаем, по-прежнему, ситуацию предшествующего столетия", – полагает Игорь Шайтанов.

Очень трудно провести грань между чтением, требующим специального углубления, и чтением интересным. Любой писатель стремится найти своего читателя, а пограничная ситуация меж двух веков, завершается.

Читайте также:
Культурные итоги 2007 года