26.12.2007 | 14:13

В Русском музее открылась выставка Архипа Куинджи

Сегодня в Русском музее открывается выставка Архипа Куинджи. Это самая масштабная экспозиция полотен великого пейзажиста за последние годы. В нее вошли почти все работы мастера, хранящиеся в запасниках музея. Особый интерес представляет графика, мало известная широкой публике. Рассказывают "Новости культуры".

Этой выставке предшествовало открытие. Совершенно случайно в старинной журнальной заметке сотрудники Русского музея нашли описание знаменитой картины "Ночь над Днепром", в котором критики утверждали, что полотно было представлено публике в золотой раме. Между тем, уже почти девяносто лет картина выставляется в Русском музее в черном обрамлении. Пролвели исследование и, действительно, нашли золото под несколькими слоями лака и черной краски.

"Мы думаем, что, когда Великий князь Константин Константинович, тот самый знаменитый поэт "К.Р.", купил у художника в мастерской эту работу, тогда кают-компания или то место, где на яхте висела эта работа, очевидно не захотели золото и сделали что-то более темное, под дуб", – рассказывает старший научный сотрудник Государственного Русского Музея Галина Кречина.

Из 202-х экспонатов, которые вошли в экспозицию, знатокам известны лишь два десятка. Когда готовилась выставка, с картин и этюдов сняли старые стекла, и они буквально засветились. Оказалось проблематичным выяснить их название и даже правильное расположение. Кураторы выставки обнаружили, что в советских каталогах перепутали воду с небом, и некоторые пейзажи были представлены вверх ногами. "Они назывались очень интересно. Что-то было связано с морем. А на самом деле это коряга с небом", – рассказывают в музее.

Как вспоминал Илья Репин, тонкие эстеты упрекали Куинджи в том, что "от его картин больно глазам", однако сами смотрели на них, не отрывая взглядя. В трех залах музея расположилась выставка, представляющая эволюцию художника в цветах трех стихий: земли, воды, воздуха.

"Для профессионалов это интересная выставка: как он работал над холстом; как он решал проблему этюда и картины. Он ведь не переносит в картину просто этюды. У него есть некий образ природы, и в него он вписывает свои импрессионистские наблюдения", – замечает заведующий отделом Государсвенного Русского музея Владимир Леняшин.

Куинджи любил писать небо с крыши петербургского дома, из специального гнезда на дереве в Крыму, наблюдая движение облаков в степи. Однажды вместе с учениками художник поднялся на воздушном шаре, чтобы поймать закат. Это была целая сюита произведений, построенная на совершенно новом живописном принципе. Куинджи было почти семьдесят лет, но он был все еще полон творческих сил и замыслов, реализовать которые не успел.