27.12.2007 | 12:31

2007 год в изобразительном искусстве

Каким запомнится 2007 год любителям изобразительного искусства? Из всего многообразия выставочных и музейных проектов "Новости культуры". выбрали самые яркие и значимые.

Хорошо забытое старое и неожиданное новое – такова основная тенденция уходящего года. Эхом 150-летнего юбилея Третьяковской галереи, который праздновали еще в 2006, стало открытие зала Михаила Врубеля. Этот зал шедевров мастера уже называют жемчужиной главной художественной галереи страны. Зал был открыт в конце июня 2007 года.

Одним из самых масштабных музейных проектов искусствоведы и критики называют новый вариант экспозиции "Искусство ХХ века" в Третьяковской галерее на Крымском валу – от кубизма, супрематизма, и раннего конструктивизма до художественных экспериментов конца ХХ века, среди которых – творения Виноградова и Дубосарского. Живопись, скульптура и объекты были расположены таким образом, чтобы любой зритель сам мог составить представление о двадцатом столетии как о необычайно разнообразном времени художественных поисков и решений. "Этот шаг – очень серьезный для музея и для зрителя, потому что теперь там представлено искусство ХХ века во всем его многообразии, начиная с авангарда и заканчивая актуальным искусством. Все эти картины теперь можно посмотреть. К сожалению, там не очень много народу. Это удивительный факт", – считает искусствовед Андрей Сарабьянов.

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина в этом году удивлял зрителя, по меньшей мере, дважды. В марте 2007 впервые за многие годы в России показали работы Амедео Модильяни. Такого Модильяни здесь никто и никогда не видел, хотя отдельные работы "гения с Монпарнаса" привозили в составе международных выставок. "Это легендарный художник, о котором в России заговорили в 70-е годы, а он был вообще-то запрещенным художником, и все гонялись за изданиями Модильяни – венгерскими или чешскими, с плохими репродукциями, а живым Модильяни никто никогда не видел", – продолжает Андрей Сарабьянов.

Вторым за уходящий год открытием Пушкинского музея стала выставка "Шанель. По законам искусства". Впервые высокая мода была показана на фоне шедевров российского и европейского искусства, в контексте общемировой художественной культуры. "Такие выставки не так уж часто бывают на Западе. Сложная, ассоциативная, сделанная, первоклассная, с точки зрения выставочных образцов", – замечает искусствовед Марина Лошак.

У поклонников современного искусства, российского и западного, 2007 год тоже не прошел впустую. Открылся целый центр современного искусства. Он включает множество галерей, самые актуальные выставки, а также визиты и лекции именитых гостей – современных художников и даже писателей. По количеству посетителей уже очевидно, что современное искусство не просто в моде. Им очень интересуются молодые.

Каких впечатлений россиянам не хватило в уходящем году? "Мне всегда не хватает качественных выставочных проектов, мне хотелось бы видеть в Москве Дюрера, Кранаха, Эль Греко, которого я видела в крупнейшем музее Испании, и чтобы их могли видеть люди, у которых нет возможности так уж часто выезжать за границу", – сетует Марина Лошак. Остается надеяться, что следующий, 2008 год, будет насыщен новыми открытиями в мире искусства – российского и мирового, классического и современного.

Читайте также:
Год 2007. Подводя итоги