10.05.2012 | 19:48

Режиссер Борис Яшин принимает поздравления с 80-летием

Поздравления с 80-летием сегодня принимает режиссер Борис Яшин. Перед ним не стоял вопрос выбора профессии. Его сразу приняли во ВГИК на актерский факультет. Но жизненные обстоятельства вынудили его оставить актерскую карьеру, бросить учебу и поступить в Военно-морское училище. И все-таки судьба вернула Бориса Яшина к своему призванию, а страна увидела его прекрасные, искренние фильмы – «Ливень», «Долги наши», «Аэропорт со служебного входа» – всего около двух десятков работ. Рассказывают «Новости культуры».

Борису Яшину было 26, когда он, уже отставной офицер флота, подводник, второй раз поступил во ВГИК. Теперь на режиссерский факультет к Михаилу Ромму. Среди сокурсников был Андрей Смирнов. В совместной студенческой киноработе «Юрка – бесштанная команда!» они поняли, что сходятся во взглядах. Единое видение кадра, монтажа. Их совместная дипломная киноработа «Эй, кто-нибудь» была замечена.

«Учитель Михаил Ромм показал этот сценарий на студии "Мосфильм", и профессиональная студия  "Мосфильм" согласилась снимать эту картину. По молодости лет картина "Эй, кто-нибудь" сыграла злую шутку. Мы задрали нос», – вспоминает Андрей Смирнов.

Получив путевку в жизнь, этот творческий тандем укрепился. Затем была экранизация повести «Пядь земли» Григория Бакланова о последнем лете Второй мировой, о битве за Днестр. На сьемочной площадке работали вместе: и спорили, и ругались, и прислушивались к мнению друг друга. Оценка коллег была высокой.

«Замечательная работа, это работа их двоих», – отмечает сценарист Эдуард Володарский.

С Борисом Яшиным  он работал над лентой «Долги наши». Сценарий долгое время лежал на полке «Мосфильма». Благодаря Яшину история про одинокого волка-моряка ожила на экране.

«Он всегда пытался рассматривать всю жизнь сквозь призму романтических отношений между людьми. Мир, полный доброты, понимания, согласия, гармонии», – добавляет Эдуард Володарский.

Именно такой мир он показал в своей первой авторской работе «Осенние свадьбы». Она принесла Борису Яшину в 1968 «Бронзового Леопарда» – приз Международного фестиваля в Локарно. Тогда молодой режиссер в интервью пояснил, что старался делать мизансцены простыми, избавиться от лишних бытовых деталей и в то же время показать достоверность характеров. 

Затем были «Ливень», «Ожидание», «Аэропот со служебного входа». История, где нет ничего придуманного – настолько точно показаны рабочие будни людей на взлетной полосе. Киноленту «Скорый поезд» режиссер считает знаковой. Снимали не в павильоне, а в поезде, который шел на полном ходу. От Мурманска до Калуги – от начала и до конца картины. Таков и сам режиссер. Борис Яшин искренний и правдивый. После 1995 года мастер не снимает, от интервью отказывается, но поздравления коллег и друзей принимает с радостью.

«Хочу поздравить своего старого друга, коллегу, вместе с которым начинали долгий путь. Хочу пожелать здоровья и удачи ему, долгих лет жизни», – говорит Андрей Смирнов.

Читайте также:
80 лет Борису Яшину