29.12.2007 | 14:30

2007 год в музыкальной жизни России

"Алгеброй нельзя гармонию поверить", и подведение музыкальных итогов года может быть лишь условным. 2007-й подарил новые имена, но были и потери. Пригласил на многообещающие премьеры, но многие из них разочаровали. Как оценивают уходящий год ведущие музыкальные критики? Спрашивала, анализировала, сомневалась – корреспондент "Новостей культуры".

Критики Роман Берченко, Екатерина Бирюкова и Алексей Парин уходящий музыкальный год оценивают согласно поговорке: хорошая синица в кармане. Поэтому многие слушатели остались лишь потенциальными: о происходящем в наших прославленных залах и театрах имеющими самое малое представление.

Смерть Мстислава Ростроповича спустя месяц после юбилея в Кремле, действительно, стала самым печальным событием года. Неосуществленными остались контракты маэстро на три года вперед. Летом ушел из жизни патриарх вначале советской, а затем и российской музыки Тихон Хренников. Это был не только автор известных кино-музыкальных хитов; не только композитор, исполнение сочинений которого становилось событием, но и председатель Союза композиторов, спасший от лагерей и репрессий не одного автора.

Мстислав Ростропович был председателем XIII Конкурса Чайковского. И этот конкурс посвятили музыканту. Перед его началом долго говорили об объективности жюри и восстановлении престижа. В результате конкурс прошел при заполненных залах (такого давно не было!). Правда, взлеты молодых увидели далеко не все.

Роман Берченко, музыкальный критик: "Открытий – равных таким, как в свое время были Андрей Гаврилов, Березовский, Плетнев, - нет. Может, это я старею, и мне все кажется, это не так убедительно. Но это не так. Это свойство музыкальной жизни последних нескольких сезонов: она течет размеренно. Не скажу, что буднично, но прогнозируемо. Это удобно продюсерам, самим музыкантам – объединяться в какие-то дуэты из известных имен. Это привлекает публику".

Однако новые имена после Конкурса Чайковского все же появились. Правда, не все они – среди победителей.

Екатерина Бирюкова, музыкальный критик: "Это Альбина Шагимуратова – певица блестящей выучки. А второе открытие – это пианист, который не дошел до финала – Андрей Коробейников".

И именно Коробейников, ставший фаворитом критиков и слушателей (а особенно - слушательниц), - единственный удостоился сольного концерта в Большом зале консерватории.

Не меньше споров в оценках вызвали две премьеры в Большом театре. Это "Пиковая дама" Фокина-Плетнева и "Борис Годунов" Сокурова.

Алексей Парин, музыкальный критик: "Михаил Плетнев в "Пиковой даме". Это очень глубокое прочтение партитуры Чайковского. Может быть, оркестр не всегда за Плетневым успевает, но Плетнев, действительно, глубок".

Екатерина Бирюкова, музыкальный критик: "Досадные эмоции связаны с Большим театром. Поэтому две постановки этого года – Сокурова и Фокина. Это нельзя назвать провалом. Очень жалко, что угрохано столько сил".

Екатерина Бирюкова, музыкальный критик: "Для меня это зарождение большого стиля. Очень декоративного, но не более того".

Но именно удачи певцов и дирижеров называют самыми яркими в этом году. Ольга Бородина в концертном исполнении "Царской невесты" под руководством Владимира Федосеева.

Анна Нетребко в своем первом концерте в Москве. Кстати, по мнению авторитетного американского журнала "Times", певица признана музыкантом года.

И, наконец, концерт духовной музыки в Католическом соборе в Москве. Дирижировал Теодор Курентзис.

Алексей Парин, музыкальный критик: "Сейчас духовной музыкой занимаются все, кому не лень. Но для того, чтобы дать ее на серьезном уровне, нужно не только музыкантом быть отличным, но и понимать: что же там внутри теологически. А Теодор Курентзис обладает таким даром".

И именно Курентзис стал одним из главных действующих лиц синкретического действа "Мистерион", поставленного Кириллом Серебренниковым. Не гениально, но интересно, – комментируют критики.

Роман Берченко, музыкальный критик: "Почти полное отсутствие проектов на стыке искусств. Редкие проекты привлекают зрителей. В частности, два проекта Кирилла Серебренникова. Часто это бывает эпатажно, но нельзя не признать: это были мультимедийные проекты и поиск, которого избегают наши исполнители. Что очень жалко.

И это то, что в достаточной степени представлено на Западе, и чего так не хватает России.

Алексей Парин, музыкальный критик: "России пока не хватает большого проекта с классической музыкой, который был бы сделан, что захватило бы широкую публику, и дало толчок к восприятию классической музыки. Спектакль на открытом воздухе. Что-то такое, что сделано для широкой публики".

И что-то такое, что могло бы стать тем самым журавлем в небе. Интересным для слушателей, которые из разряда потенциальных перешли бы в разряд реальных.

Все материалы темы>>>