29.12.2007 | 15:16

Мари-Кристин Отан-Матье о русском театре

Француженка Мари-Кристин Отан-Матье влюбилась в русское искусство еще в юности, когда впервые приехала в Москву и попала на спектакли легендарной Таганки. Со знатоком, исследователем и преданной поклонницей русского театра в Париже встретились "Новости культуры".

Было бы неправильно назвать площадь у "Комеди Франсез" и весь ансамбль у Пале-Рояль театральным центром Парижа, поскольку театры во французской столице разбросаны по всему городу, а некоторые вообще находятся за городом, в знаменитой Картушри, где раньше располагались пороховые склады. "Комеди Франсез" остается оплотом театральной школы, единственным репертуарным театром. Не зря сюда, ближе к Пале Рояль, несколько лет назад переехал Французский национальный институт искусствознания. Всем, кто занимается театром, теперь намного удобнее назначать встречи у "Комеди Франсез". А Мари Кристин Отан-Матье, которая руководит отделом русского театра, очень любит совершать прогулки в Пале-Рояль. Она вообще любит Париж, но, как истинная парижанка, отмечает, что город двигается в будущее, а, значит, безвозвратно теряет что-то из прошлого. Такой же процесс – и в театре. Хотя в искусстве Мари-Кристин придерживается скорее радикальных взглядов. "Клаустрофобия" Льва Додина ей нравится больше, чем "Вишневый сад", хотя это тоже – прекрасный спектакль. Просто Мари-Кристин уверена – сегодняшний русский театр может больше развиваться в сторону эксперимента, стать свободнее от коммерции.

Мари-Кристин Отан-Матье, специалист по русскому театру (Франция): "Я прекрасно понимаю, что театр, как и все общество, прошел через серьезные испытания, трансформировался, и не может не жить по законам нового времени. Позволить себе экспериментаторство могут те театры, которые уже крепко стоят на ногах. И все-таки, если меня спрашивают, что меня сегодня поражает в русском театре, то я говорю – братья Пресняковы, Кирилл Серебренников с его ранними спектаклями, такими, как "Пластилин".

Смотрит Мари-Кристин практически все, во-первых, каждую весну она приезжает в Москву, на фестиваль "Золотая Маска", а, во-вторых, она не пропускает ни одних гастролей из России.

Мари-Кристин Отан-Матье, специалист по русскому театру (Франция): "На самом деле, меня очень радует тот факт, что спектакли, которые привозят из России, во Франции всегда ждет радушный прием. Театральное искусство из России – это бренд, знак качества. Конечно, в большей степени ждут классику – тот самый русский психологический театр, который остается одним из чудес света, и восхищаются игрой актеров.

Первая встреча с русским театром была знаменательной – юная студентка Отан-Матье, изучающая русский язык, попала на Таганку. "Гамлет" - потрясение, любовь с первого взгляда и – на всю жизнь.

Мари-Кристин Отан-Матье, специалист по русскому театру (Франция): "Гениальные актеры, режиссура и – особые, какие-то тайные взаимоотношения со зрителем. Эзопов язык, звенящая тишина в зале и огромное энергетическое напряжение – все это обрушилось на меня, как лавина, было настоящим художественным потрясением".

Очень хочется надеяться, что Мари-Кристин Отан-Матье, посвятившая жизнь изучению русского театра, еще не раз испытает подобные чувства, оказавшись на спектакле из России. В театре "Комеди Франсез", вокруг которого она часто прогуливается, с большим успехом идет "Лес" в постановке Петра Фоменко, а сейчас "Укрощение строптивой" репетирует Оскарас Коршуновас, так что русско-французский театральный диалог продолжается.