05.01.2008 | 14:53

Лариса Шепитько: семьдесят лет со дня рождения

Фильмы Ларисы Шепитько "Зной", "Крылья", "Ты и я", "Восхождение" стали знаковыми для поколения семидесятых. Лариса Шепитько трагически погибла молодой, но успела прожить удивительную и насыщенную жизнь в киноискусстве. Она пережила и творческие провалы, и оглушительный успех. Главным для нее было не официальное признание и не рецензии критиков, а реакция обычных зрителей. Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения режиссера. Рассказывают "Новости культуры".

Редкая красота - вот главное качество режиссера Ларисы Шепитько. Потрясающие внешние данные из-за которых студентку мастерской Довженко часто принимали за актрису. И необыкновенная внутренняя красота, духовная, определившая главную тему ее творчества. Нравственный рост человека и саморазрушение личности, ставшей на путь компромиссов. Беспощадный суд над собой и высокая ответственность каждого из нас за все содеянное в жизни.

Алла Демидова, актриса: "Лариса выделялась своим трагическим мироощущением, с годами оно становилось все глубже. "Голос у богини трагедии – женский", - так говорил Бродский, и это в полной мере относится к Ларисе".

Ларису называли человеком "максималистской породы". Она жила в полную мощь своего таланта и своих возможностей и от других требовала жить по максимуму. Не каждый мужчина вынес бы те трудности, которые переносила в работе Лариса Шепитько. У нее был волевой характер и очень хрупкое здоровье. Над своим первым фильмом "Зной" Лариса работала в Киргизской степи при температуре плюс 45 градусов, на съемочную площадку ее доставляли из больницы на носилках. Свою последнюю картину "Восхождение" она снимала в лютые сорокоградусные морозы, в режиссерское кресло ее приносили на руках.

Антон Климов, сын: "Мне рассказывали, что мама хотела в "Восхождении" оставить для меня некое нравственное послание. У нее вообще была позиция- снимать каждый фильм как последний. Она не знала, но чувствовала, что не доживет до седин".

Фильм "Восхождение" по повести Василя Быкова имел оглушительный успех. Шепитько получила главный приз Берлинского кинофестиваля, картину принимали на ура почти во всех странах мира. Это был расцвет женской красоты и режиссерского таланта Ларисы. Ее следующая картина не могла быть хуже.

Антон Климов, сын: "Мама долго после "Восхождения" не могла найти, что снимать. Абы что, она не хотела. А тут реально сильная работа. Даже Достоевский отпал. И состоялся разговор с Распутиным об экранизации его повести "Прощание с Матерой". Она его убедила".

Алла Демидова, актриса: "Целеустремленность, направленность на одну идею - в этом была вся Лариса. Даже ее гибель вплелась в эту канву. Когда снимали "Прощание с Матерой", был назначен выезд на шесть утра. Накануне вся группа засиделась допоздна, отмечая чей-то день рождения. Но Лариса сказала: "Надо ехать". Шофер просто уснул за рулем".

"Прощание с Матерой" доснимал муж Ларисы, кинорежиссер Элем Климов. Они оба были мистическими людьми, верили в реинкарнацию. Климов считал неслучайным то, что последний кадр, который сняла Лариса, было вечное дерево. Символ необратимости и достоинства. Символ веры в продолжение того, что называется жизнью.
Читайте также: 70 лет со дня рождения Ларисы Шепитько