11.05.2012 | 09:35

Сочинения Моцарта, Гайдна и Брамса прозвучали в Большом зале столичной консерватории

В Большом зале московской консерватории накануне играла Элисо Вирсаладзе. Музыка, которую рождают ее руки, достойна того, чтобы рядом с именем композитора ставить фамилию прославленной пианистки. Однажды она сказала, что в исполнении нужна «свежесть и нетронутость, как будто ты создаешь это сейчас, впервые». Один из секретов проникновенности исполнения Вирсаладзе в том, что она выбрала профессию, в которой «была та малость, которая радовала бы тебя». Рассказывают «Новости культуры».

Огромную очередь придется отстоять тем, кто хочет поприветствовать за кулисами Элисо Вирсаладзе. Общение с коллегами, друзьями, журналистами только после выступлений – перед концертами пианистка никогда не дает интервью, предпочитает уединение и дело не в суевериях. Разговоры отвлекают от музыки.

«Нужно сосредоточиться, – признается Элисо Вирсаладзе. – Это как актер настраивается на роль. Есть те, кто может говорить перед концертом, а я не могу».

В этот вечер в программе Моцарт, Гайдн, Брамс. О том, как будет исполнять сочинения этих композиторов думала и когда перед глазами были ноты, и когда их не было, и на занятиях, когда работала со своими студентами. При этом Элисо Вирсаладзе признается – она старается не разбирать со студентами произведения, которые сама готовит к концерту.

«Когда объясняешь, как это надо, теряешь интуитивное отношение к произведению, а мне бы хотелось сделать, как первый раз на сцене, как будто первый раз играю – вчера Моцарт написал», – говорит Элисо Вирсаладзе.

Первым наставником Элисо Вирсаладзе была бабушка – тоже пианистка, потом училась у таких метров как Нейгауз и Зак. Ей не было и двадцати когда она стала лауреатом конкурса Чайковского – завоевала бронзовую медаль, потом золото на конкурсе Шумана в Германии. Потом концерты и гастроли. Рихтер назвал ее самой сильной пианисткой женщиной своего времени. А она не перестает самосовершенствоваться

«Меняется слышанье того, как это должно быть – с годами появляется другое ощущение клавиатуры рояля», – отмечает пианистка.

Сколько раз ее вызывают на сцену – можно сбиться со счету. Сразу после выступления в Большом зале Консерватории – концерты в Испании и Чехии.