11.05.2012 | 09:39

В Москве открылся фестиваль "Датская волна 4"

Датское кино: обычно это небольшие бюджеты, достойная история и полное динамики повествование. В каком направлении развивается кинематография, подарившая миру Карла Теодора Дрейера и Ларса фон Триера? – За этим можно проследить на фестивале «Датская волна». Он проходит в Москве четвертый раз. Прошлый фестиваль был ознаменован присутствием первых лиц Датского королевства. На этот раз открытие обошлось без королевского размаха, зато в программе призеры Берлинского кинофестиваля и фестиваля «Санденс». Рассказывают «Новости культуры».

Мадс Маттисен – 30-летний датский режиссер. За плечами – десять короткометражек с хорошей фестивальной репутацией, и вот первый полный метр – фильм «Крепыш», о наивном и печальном великане в мире людей обычных. На языке оригинала он называется «Teddy bear» – плюшевый мишка.

«Не так-то легко найти в нашем королевстве культуриста, а уж культуриста с актерскими способностями и подавно! – рассказывает режиссер. – Но я искал и нашел. Исполнитель главной роли Ким Кольд – настоящая удача. Он огромный, добрый и в то же время печальный».

Фильм Маттисена открывает 6-дневный фестиваль датского кино в Москве. В программе шесть фильмов. Как на подбор – с хорошей фестивальной репутацией.

«Крепыш» – приз за режиссуру на «Санденсе», «Королевский роман» – два «Медведя» в Берлине», – говорит программный директор фестиваля Алексей Лайфуров.

Кроме «Крепыша» и «Королевского романа» покажут экзистенциальную комедию «Суперклассико» и документалку о современных художниках Элмгрине и Драгсете, молодежный мюзикл «Кругом любовь» и вызывающе неполиткорректную комедию «Клоун». Кстати, фильм этот настолько популярен в Дании, что говорят – нет ни одного датчанина, который его не посмотрел. Да, что там датчане – ремейк «Клоуна» уже снимают американцы. «Датская волна» – название небольшого фестиваля, который проходит в Москве – констатация реально существующего явления. Взять хоть прошлогодний Каннский кинофестиваль, главным ньюсмейкером которого стал автор «Меланхолии» Ларс фон Триер, а приз за лучшую режиссуру взял автор фильма «Драйв» Николас Виндинг Рефн. Оба – датчане. Правда, свои каннские фильмы снимали в ко-продукции и на английском. А вот в конкурсе Каннского фестиваля уже этого года – начнется через шесть дней – впервые за долгое время фильм на датском языке соратника Триера по группе «Догма 95» - Томаса Винтерберга. Сегодняшний успех датского кино вырос на программе господдержки кинопроизводства, запущенной в 80-е годы.

«Производство таких небольших фильмов для ограниченного проката, как мой, в Дании финансируется преимущественного государством, и это прекрасно, потому что дает молодым режиссерам независимость от успеха в прокате», – рассказывает Мадс Маттисен.

Мадс Маттисен снял свой дебютный полный метр в Дании, бюджет миллион 800 тысяч долларов, отвез на фестиваль в Санденс. Получил приз за режиссуру. В Дании его показывали не только в столичном Коппенгагене, но и в маленьких городках. Теперь начинается история его международного проката. Небольшая страна, для которой кино сало важнейшим инструментом идентификации, снимает фильмы, ориентированные на международные фестивали и глобальный прокат. А фестиваль в Москве – один из способов поделиться этим опытом.