09.01.2008 | 13:46

Секреты Библиотеки по искусству

Богатейшие фонды Государственной библиотеки по искусству постоянно пополняются. Среди последних приобретений – уникальные эскизы. Их изучение даст ответы на многие вопросы: например, как одевали своих героев Андрей Тарковский и Сергей Герасимов, и зачем сельской учительнице из фильма Марка Донского понадобилось несколько десятков костюмов? Рассказывают "Новости культуры".

Фильм "Сельская учительница" режиссера Марка Донского – от этого фильма остались только три эскиза. На каждом рисунке стоит подпись режиссера. Значит, это окончательные, утвержденные варианты. А предназначались костюмы для одной из звезд советского экрана середины прошлого века. Фильм рассказывает о трудных буднях сельской учительницы, но, несмотря на это, Вера Марецкая сменила в нем шестьдесят туалетов. Если бы сохранились все эскизы, получилась бы настоящая коллекция женской моды в канун Первой мировой войны. "Многое теряется на киностудии, разбирают технологи, которые шьют, портные", – объясняет сотрудник библиотеки Елена Хапланова.

В числе раритетов наброски костюмов к "Андрею Рублеву". Лица условны, ведь главное для художника по костюму – цвет и ткань. Однако бывают и исключения: "Красное и черное" – фильм Сергея Герасимова. Костюмы для этой картины придумала художница Элеонора Маклакова. На ее эскизах героини Наталии Белохвостиковой и Натальи Бондарчук узнаются легко. 30 лет назад

Совсем недавно библиотека приобрела коллекцию открыток. Казалось, она не слишком ценная, но когда искусствоведы прочитали текст, они были потрясены. "Здесь она пишет о том, что Маруся не может прийти на занятия и так далее – то есть, возможно, она учила ее", – рассказывают в библиотеке. Маруся – это Марина Цветаева. Открытки писала ее мать, Мария Александровна Цветаева, некой преподавательнице музыки. Эти автографы раньше не видел ни один ученый. Теперь в библиотеке спешно готовят научную публикацию.