11.05.2012 | 09:55

Работы классиков концептуализма в Государственном Центре современного искусства.

Государственный Центр современного искусства представляет выставку знаковых художников, представителей второй волны русского авангарда. Их трое - это Эдуард Штейнберг, Виктор Пивоваров и Игорь Шелковский. Число три – каноническое число измерений для представления любой фигуры в объеме. Вот и выставка под названием «Координаты поколения/75» предлагает объемно взглянуть на пространство независимого искусства, формирование которого пришлось на период после 60-х. Трое родившихся в один год, три ярких судьбы и три индивидуальных взгляда на искусство. Рассказывают «Новости культуры».

Виктор Пивоваров, Игорь Шелковский, Эдуард Штейнберг – имена знаковые для искусства ХХ века. Их жизненные и творческие судьбы сложились по-разному, каждый из них искал и нашел свой неповторимый авторский стиль

«Каждый создал свое лицо свою творческую личность, настолько яркую и сильную что они выходят из рамок того или иного направления, – говорит куратор выставки Леонид Бажанов. – Каждый из них внес свой весомый вклад в развитие независимого русского искусства».

«Мне кажется, их должны знать, как минимум точно так же, как Сурикова, Серова Левитана, как Левицкого, Боровиковского, – считает директор ГЦСИ Михаил Миндлин. –
Эти люди стоят в том же ряду. Эти люди формируют историю отечественного искусства».

Все трое в разные годы покинули Советский Союз. Виктор Пивоваров переехал в Чехию, где живет до сих пор. В 70-е во Францию эмигрировали Эдуард Штейнберг и Игорь Шелковский. После перестройки Шелковский вернулся в Россию. Штейнберг жил между Тарусой и Парижем. «Метафизик религиозной абстракции», «гео-мэтр авангарада» как называют Эдуарда Штейнберга, ушел из жизни весной этого года. Сыну известного репрессированного поэта и переводчика Аркадия Штейнберга, не дали получить профессионального образования. Учился на работах русских супрематистов. Черпал вдохновение в жизни родной Тарусы.

«Духовное начало и духовный импульс для Штейнберга был более важен, – отмечает Леонид Бажанов. – Он вернулся к нему, к такому лирическому началу, отталкиваясь от такого космизма и чистой абстракции, из которой выходил Малевич».

Виктора Пивоварова называют одним из отцов московского концептуализма. Специалисты утверждают – художник не ограничивался лишь рамками этого направления. Он часто обращался к традициям абсурдизма и сюрреализма. Многие знают Пивоварова и как иллюстратора детских книг. Альбом «Шаги механика» представленный на этой выставке это синтез разных стилей - с помощью визуальных пластических и вербальных образов автор раскрывает характер, внутренний мир человека через его сны и фантазии.

«Это широкий диапазон жизненного пространства, в котором пребывает любой человек, и вот этот конкретный практически литературный персонаж, но и сам художник, и мы с вами», – говорит Леонид Бажанов.

Среди гостей вернисажа и один из героев этой выставки художник и скульптор Игорь Шелковский. Он сожалеет, что не смог приехать Пивоваров, до сих пор переживает уход из жизни Штейнберга. Все трое были друзьями, общались и во время, и после эмиграции. В Париже Шелковский издавал журнал «А-Я», посвященный современному неофициальному искусству. Уже в первых номерах были статьи о Штейнберге и Пивоварове.

«Штенйберг был не очень доволен статьей о нем, потому что там его сравнивали с Эриком Булатовым, а Витя Пивоваров прислал очень хороший текст, – рассказывает Игорь Шелковский. – Очень легко читаемы и интересны тексты и соответственно там были их репродукции».

Название этой выставки не случайно звучит как «Координаты поколения». Художники, принадлежащие к эпохе 60-70- х, задали основные векторы развития современного искусства, которые актуальны и для искусства XXI века.