10.01.2008 | 11:09

О новых учебниках по новейшей истории России

Ежегодно в стране издается более тридцати школьных учебников по истории. Большинство из них попадают в список пособий, рекомендованных Министерством образования и науки. Нередко авторы учебников предлагают совершенно противоположные трактовки одних и тех же событий. Как сегодня пишутся, издаются и выбираются учебники по истории, рассказывают "Новости культуры".

Учебное пособие Александра Филиппова "Новейшая история России 1945 – 2006 годы" далеко не единственное вышедшее за последнее время пособие по новейшей истории. На примере пособия Филиппова была опробована новая схема написания школьного учебника. Прежде чем пособие для учителей превратилось в учебник для школьников, книга Александра Филиппова была издана ограниченным тиражом в тысячу экземпляров и разослана в двадцать две школы разных регионов России – для апробации.

Такая практика теперь ждет все учебники по истории. Сначала на суд общественности выставят книги для учителей, а уже потом, если учителям они понравятся, по ним будут писать учебники. В обсуждении учебника приняли участие более трех тысяч учителей. Конференции прошли во всех федеральных округах. Летом будет напечатан весь необходимый тираж, и уже с 1 сентября его будут изучать школьники.

Кроме учебника Александра Филиппова, в федеральный перечень на 2008 – 2009 годы попали двадцать три рекомендованных и пять допущенных учебников истории, среди которых – пособия историка Сороко-Цюпы, Николая Павленко, академика Чубарьяна и Елены Чудиновой.

Новейшая история – самый трудный материал для автора учебника. Создать адекватное методическое пособие, находясь в той среде, о которой пишешь, очень непросто. Экономическая и социальная ситуация меняется стремительно, не говоря уже о том, что все новые и новые источники становятся доступны ученым. Единственное, что остается авторам учебников, – демонстрировать широту взглядов и вариативность исторических трактовок.