10.01.2008 | 13:10

От Баха до Губайдулиной

Импровизация – это древнейший тип музицирования, который оформился в виртуозное искусство в эпоху барокко в виде "фантазий". Тогда и появился "Stylus phantasticus". В XVII веке немецкий теоретик Атаназиус Кирхер объяснил этот термин так: "Свободный и вольный метод сочинения, в котором талант не связан законами гармонии". Этому импровизационному методу был посвящен третий международный фестиваль "Девять веков органа", который минувшим вечером завершился в Москве концертом Александра Фисейского. Рассказывают "Новости культуры".

Токкату и Фугу ре минор Иоганна Себастьяна Баха Александр Фисейский исполнял не раз. В 2000 году он четырежды сыграл все органные произведения Баха. На этот раз в программе его концерта звучали только ранние произведения композитора, который в этот период писал в манере "Stylus phantasticus". Идея вольного стиля композиции и исполнения, занимавшая юного композитора, пережила эпоху барокко, считает Александр Фисейский. Поэтому в придуманном им фестивале звучали не только произведения Баха и Букстехуде. Их творения на заключительном концерте фестиваля Фисейский исполнял только в первом отделении, а во втором звучали фрагменты органной мессы Оливье Мессиана и произведение Софьи Губайдулиной "Светлое и темное", которые тоже имеют отношение к фантастическому стилю.

Органная музыка Губайдулиной, возможно, прозвучит и на фестивале следующего года, ведь Александр Фисейский решил посвятить его национальным органным школам.