10.01.2008 | 23:26

Вячеслав Кокорин на "Худсовете"

По материалам программы от 10 января 2008 года. В гостях у вечернего выпуска программы «Новости культуры» - заслуженный деятель искусств России, главный режиссер Нижегородского государственного театра юного зрителя Вячеслав Кокорин.

Нижегородский ТЮЗ в этом году отметит 80-летие, в истории этого театра – первые спектакли известного антрепренера Собольщикова-Самарина, в советское время – яркие, с ощущением театра как праздника постановки главного режиссера Бориса Наравцевича, а с 2006-го года – коллектив обрел новое дыхание с новым руководителем – лауреатом премии «Золотая маска» Вячеславом Кокориным. В нынешнем сезоне спектакль Кокорина, разумеется, это постановка труппы Нижегородского ТЮЗа, - «Последние» Горького, - номинируется на «Золотую маску» сразу в четырех ипостасях: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссера», «работа художника» и «лучшая мужская роль». Сейчас режиссер приехал в Москву, чтобы дать мастер-класс в рамках программы «Театральные школы».

- И называется этот мастер-класс очень интересно и таинственно, с ощущением даже какого-то средневекового таинства «Алхимия восприятия», но при этом подзаголовок – это творчество Михаила Чехова, которого вы очень серьезно и глубоко изучаете, какие тайны вы будете раскрывать для участников мастер-класса?

- В сочетании этих двух слов «Алхимия восприятия» - алхимия - это такой туман, но главное - восприятие. Потому что, как мне кажется, одна из проблем, всегдашних проблем театра драматического, это проблема входа, а не выхода. И об этом легче размышлять, когда пользуешься теми инструментариями, которые сочинял, выдумывал Михаил Александрович Чехов. Мы сочиняем, сколько я уже занимаюсь этим, лет тридцать, моей дочери тридцать лет, и я начал заниматься этим, глядя на нее. На нее и на нашу собаку. Как они воспринимали, и поэтому сочинялись всякие упражнения.

- И, разумеется, эту систему вы используете в работе с актерами, с труппой, у вас новая труппа уже больше года. Вот как вы выстраиваете репертуар и взаимоотношения с актерами нижегородского театра?

- Очень сложно, очень непросто, потому что актеры, конечно, они замечательные, с ними это интересно делать, но легче это познать тем, которые с нуля начинают, потому что как - будто прорыта уже какая-то колея, у артистов, и они невольно в нее попадают, но терпят, слушаются, что-то берут.

- Что хочется ставить с этой труппой?

- Там такая ситуация, не очень мне симпатичная, однако я с ней пытаюсь ужиться. У нас два главных направления. Для ребятишек мы делаем спектакли, стараясь ограничить количество зрителей, потому что тот, восемьсотместовый зал, который построили в свое время не только в городе Нижний Новгород, и во многих городах, якобы для детей, это некоторые такие театральные фабрики.

- Это уже почти цирк.

- Это не очень хорошо, потому что архитекторы в погоне за количеством, как мне кажется, погрешили против основной идеи русского драматического театра – работать от души к душе, от сердца к сердцу, чтобы было видно, чтобы было слышно, чтобы чувствовалось дыхание человека, поэтому для маленьких мы сочиняем спектакли, где сорок-пятьдесят – семьдесят человек собираются. И другое направление, я думаю, надо его нам как-то осваивать, что тоже непросто, это шоу, большие музыкальные спектакли.

- Но на «Маску» вы привозите «Последние» Горького и, действительно, Горького сегодня не так часто ставят. Что вам принципиально важно в великой пьесе? Это, наверное, третье направление, которое вы не упомянули, это классика…

- Это обязательно, это не только классика, но это спектакли на малой сцене, спектакли для небольшого количества людей, где мы заводим серьезные разговоры, где разговоры социальные, очень значимые для нас и, как мне кажется, и для публики. Эта пьеса – грандиозное такое размышление о какой-то беде, причем не просто человеческой: «Ты виноват, ты виновата», а вот какая-то катастрофа вдруг навалилась, как общая беда. И им всем плохо: и они и виноваты и не виноваты. И это очень сложно.

- Один ваш спектакль уже получил премию «Золотая маска», будем очень надеяться, что и спектакль «Последние» - тоже ему повезет, и есть большие шансы на победу. Ждем этой постановки здесь в Москве, в апреле.