11.01.2008 | 13:14

Киномузыка, ставшая академической, и наоборот

Участниками фестиваля "Возвращение", который проходит в столице, стали лауреаты крупнейших международных исполнительских конкурсов, настоящая мировая исполнительская элита. Звездный состав подразумевает и новые открытия. Не обошлось без них и на концерте "Киномузыка, ставшая академической, и наоборот", который прошел в Рахманиновском зале Московской консерватории. О том, что впервые услышала московская публика, рассказывают "Новости культуры".

Российская премьера "Арии театра масок" композитора Майкла Наймана в исполнении брасс квинтета Национального филармонического оркестра. Эта музыка написана для фильма Питера Гринуэя "Книги Просперо", и в академическом исполнении ее нечасто можно услышать. Соль-минорная Баллада Шопена до того как спасти жизнь музыканта Шпильмана в фильме Романа Поланского "Пианист", исполнялась исключительно на академической сцене. В Рахманиновском зале Московской консерватории ее исполнил Яков Кацнельсон.

Союз кино и музыки часто приносит музыке дополнительную популярность, но составителями программы "Киномузыка, ставшая академической, и наоборот" руководило совсем не стремление играть популярные мелодии. Роман Минц участвовал в исполнении "Concerto grosso" Альфреда Шнитке. ""Concerto grosso" как концертная музыка известна гораздо больше, чем те фильмы к которым она была написана. Эту музыку я впервые услышал как академическую, потому что был слишком маленьким, чтобы смотреть эти фильмы", – поясняет художественный руководитель фестиваля Роман Минц.

Фрагменты из "Concerto grosso" Шнитке фигурируют в фильме Александра Митты "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" и в "Агонии" Элема Климова. Шнитке не единственный авангардный композитор советской эпохи, который использовал кино как лабораторию для музыкального эксперимента. "То, что в зале воспринималось как наглость или авангард и формализм, под кадр шло гораздо проще", – замечает Роман Минц.

Постоянные участники фестиваля "Возврашение" Борис Адрианов и Ксения Башмет играли Прелюдию Микаэла Таривердиева, написанную для фильма "Судьба Резидента". Именно киномузыка принесла Таривердиеву известность.