11.01.2008 | 13:46

Эпоха бисера в России

Книга Елены Юровой "Эпоха бисера в России" сегодня необыкновенно популярна в Европе и Америке, ведь русское искусство бисероплетения отличается от западного. Раньше в России не существовало фабричного производства изделий из бисера, и потому каждая вещица становилась штучным товаром. Коллекционеру Елене Юровой удалось систематизировать виды, сюжеты и символику бисерных работ и представить читателю историю этого искусства в России. Рассказывают "Новости культуры".

Эта книга написана не историком, не искусствоведом, а физиком Еленой Юровой. Коллекцию бисерной вышивки ее семья начала собирать более сорока лет назад. Интерес возник после посещения Музея Пушкина, где среди семейного рукоделия был представлен удивительной красоты бисерный пояс. Разыскивая что-либо подобное в советских антикварных лавках, Юрова сделала открытие: этих изящных вещиц из дворянской жизни сохранилось великое множество, и продавались они совсем недорого. "Возник вопрос о реставрации: эти вещи часто приходили в очень плохом состоянии: грязные тряпочки, дырки, выпавший бисер", – рассказывает Елена.

Коллекционер научилась спасать шедевры, но столкнулась с серьезной проблемой. "Старинный бисер существенно отличается от современного и по цветовой гамме, и по размеру. Это главная проблема для всех реставраторов", – замечает она. Елене повезло – знакомая подарила ей свою коллекцию старинного бисера, гамму из восьмисот тонов. Восстанавливая произведения искусства, она все глубже погружалась и в изучение истории.

В России среди дворянских девушек вышивание бисером стало особенно модным в конце XVIII – начале XIX века. Каждая вещь становилась эксклюзивной, поскольку делалась либо для себя, либо как подарок. Вышивались даты и подписи, стиль исполнения все время менялся. "Ярко-голубой фон – скорее всего, это 30-е годы XIX века. Это было очень модно тогда. Или, например, вышивки по бумажной канве, они появились в 40-е годы", – поясняет Юрова.

Самое интересное – это сюжеты. Бисерный след на канве оставила война с Наполеоном. "Бедная Лиза" Карамзина произвела такое сильное впечатление на барышень, что долгое время оставалась главной героиней миниатюр. Цветы стали одной из самых распространенных тем для изображения, но они никогда не вышивались просто для красоты. Каждый букет был зашифрованным посланием. "Вот этот веночек читается отсюда. Первая буква "Efeu" – плющ, вторая – "Rose", ирис. Дальше можно домыслить все слово – "Erinnerung" – воспоминание", – показывает Елена.

Коллекция Юровой уникальна. В специальной витрине представлены особо ценные экземпляры. Это собрание выставлялось не один раз, а Музей имени Пушкина по просьбам посетителей дважды продлевал экспозицию. Книга о бисере в России стала очень популярной в США и Англии. Теперь Елена Юрова – член Британского общества любителей бисера. В России такого сообщества пока нет.