13.01.2008 | 13:36

В Москве спасают Марфо-Мариинскую обитель

Немало монастырей и храмов по всей стране еще только ждут счастливого разрешения своей участи – однако многим уже не грозит разрушительная сила времени и людского варварства. В Москве спасают Марфо-Мариинскую обитель, основанную в 1909-м году великой княгиней Елизаветой Федоровной. После революции жемчужина русского модерна была закрыта – в ней разместилось одно из советских учреждений, затем реставрационные мастерские центра имени Грабаря. Шестнадцать лет назад обитель вернули Церкви, но полномасштабные восстановительные работы начались только в прошлом году. "Новости культуры" рассказывают о том, какие тайны и исторические загадки открываются реставраторам.

Неприметная с улицы Марфо-Мариинская обитель - это целый комплекс, в который входят общежитие сестер милосердия и лазарет с храмом Марфы и Марии, а также главная жемчужина – храм Покрова Богородицы с огромным ликом Спаса. Не один десяток лет считалось, что архитектурный ансамбль изучен досконально. Однако с началом реставрации открытия не заставили себя ждать. Небольшое строение, которое много лет использовали для хозяйственных нужд, на самом деле оказалось часовней.

Сестра благочинная Светлана: "Вдруг сквозь штукатурку стали проступать контуры. Нашли документы, где было написано, что была покойницкая, где хоронили умерших в обители. И мы поняли, что часовня проявилась".

Главный храм Покрова, расписанный Нестеровым, реставрировали ударными темпами. Выяснилось, что стены на самом деле были не белые, а в каждой части храма имели оттенок. В центре – бежеватый, в южном приделе – зеленоватый. Иконы, выполненные на медном основании, вернулись сюда из Третьяковской галереи. Все, кроме одной – Покрова Богородицы. Это ее копия – оригинал скоро привезут из Петербургского музея истории религии, где его по документам нашли сами сестры. Другое открытие касается окладов икон.

Сергей Филатов, художник-реставратор: "Когда брали на реставрацию, были уверены, что это медные почерневшие оклады. Но при анализе оказалось, что они выполнены из серебра и имеют золочение.

Таким образом, архитектор и художники стремились к стилизации храма под древнерусский. Отсюда и нарочито слегка потемневшие лики, и традиционная резьба по белому камню, большая часть которой в южном приделе была скрыта.

Людмила Максина, реставратор-технолог: "Но по аналогии с северным сводом предполагалось наличие резьбы. И действительно, при скрупулезном снятии слоя, вручную, специальными инструментами открылась уникальная резьба".

Многие элементы храмового убранства, автором которого был Щусев, воссоздавались по фотографиям. Например, хорос перед алтарем. И вот неожиданность.

Виктор Канушкин, прораб: "Во время работы нашли элементы хороса в ризнице, в подполье. Семь элементов, изготовленных из латуни".

Сохранившиеся фрагменты дают возможность сравнить новодел с оригиналом. Теперь главный объект для реставраторов – подземная Всехсвятская церковь, расположенная под алтарем главного храма. Алексей Щусев спроектировал ее по образу захоронений первых христиан – катакомб вдоль Аппиевой дороги.

О существовании этих помещений знают немногие, как и о том, что их расписал известный художник Павел Корин. Уникальные фрески много лет подряд подвергаются агрессивному воздействию влаги. В 40-е годы уровень воды поднялся на метр.

Сергей Филатов, художник-реставратор: "В 2005-м году мы делали только консервационные работы. Главное, что необходимо для реставрации, чтобы помещение было защищено от доступа внешней влаги из самой почвы, прежде всего".

Храм был местом уединенной молитвы великой княгини Елизаветы Федоровны. Здесь устроена усыпальница для сестер, которой никогда так и не воспользовались. Да и посмертная воля самой основательницы обители – быть похороненной здесь – также не была исполнена.

Неизвестно, вернутся ли из Израиля в обитель мощи великой княгини, а также инокини Варвары, принявшей с ней в 1918-м году мученическую смерть. А вот свободный доступ в храм всем верующим открыт уже с началом реставрации. Ее окончание запланировано на сентябрь 2008 года.