13.01.2008 | 14:11

"Бергман против Стриндберга"

"Бергман против Стриндберга" - невероятное противостояние двух великих шведов оказалось возможным… на театральных подмостках. Так решила молодой режиссер Евгения Горелик. В одном спектакле она объединила сразу две пьесы. Российские и шведские актеры в первом действии представляют "Последний крик" Бергмана, во втором - "Сильнейшую" Стриндберга. На премьере необычного сценического проекта "Твой шанс" побывала наша съемочная группа. Подробности – у "Новостей культуры".

Два автора, два действия, две пьесы, два языка, два часа с одним антрактом, а между ними два выстрела. Получается, что в данном проекте цифра два почти магическая. У спектакля и названия два, и две независимые друг от друга жизни. Помимо эпатажного на афише - "Бергман против Стриндберга", в программке стоит задумчивое "Как в зеркале". Отсылая зрителя к оскароносному фильму Ингмара Бергмана.

Евгения Горелик в Швеции живет довольно давно. В детстве ее увезли туда родители, потом она вернулась в Москву, чтобы закончить ГИТИС. Сейчас она руководит театром Стокгольмского университета. В этом двойственном проекте она сумела связать свой Стокгольм и свою Москву. В первом действии играют ее шведские ученики, во втором ее российские однокурсницы.

Нина Филимошкина, актриса: "Мы уже второй проект делаем вместе … Я сразу согласилась. Мне кажется, это интересно когда люди из разных стран говорят об одном на двух разных языках, на одну тему".

В этом спектакле нет так называемой четвертой стены. Актеры играют в кафе. Репетировали постановку сразу в двух странах. Как рассказывают шведские актеры, их удивил неожиданный подход режиссера к шведской драматургии. Прежде всего, своим дотошным разбором. К тому же у пьесы Бергмана "Последний крик" вообще нет сценической истории.

Матти Бустедт, актер (Швеция): "Женя для меня стопроцентно русский режиссер. Для меня это был невероятный опыт. Мы работали по русской системе. Прежде всего, это был подробный анализ текста. И ей был важен эмоциональный подход в раскрытии героев".

Считается, что Бергман написал "Последний крик", вдохновленный пьесой Стриндберга "Сильнейшая". Только если у Стриндберга - это история двух театральных актрис. Одна - одинокая и безработная, другая - счастливая в браке и востребованная на сцене. То у Бергмана главные герои - это успешный владелец крупного киноконцерна и талантливый, но позабытый всеми режиссер.

После московской премьеры спектакль целиком покажут в Стокгольме. А потом шведскую часть, то есть пьесу Бергмана, планируют играть отдельно. Судьба второго российского действия еще не решена.