16.01.2008 | 23:51

Петров Андрей на "Худсовете"

По материалам программы от 16 января 2008 года. В гостях у вечернего выпуска программы "Новости культуры" был художественный руководитель театра "Кремлевский балет" Андрей Петров.

История об остроумном, дипломатичном и дальновидном цирюльнике Фигаро оказалась одним из самых удачных сюжетов для реинкарнации в разных жанрах: и Моцарт, и Россини предложили свои музыкальные версии "Фигаро", арии из этих опер – абсолютные шлягеры – настолько, насколько применимо это легкомысленное определение к оперному наследию. "Кремлевский балет" предлагает нам не только насладиться изумительной музыкой, но и увидеть "Фигаро" в пластике, в динамике и в красках нового балета. Хореограф-постановщик спектакля "Фигаро" Андрей Петров взял за основу дилогию Бомарше. И первое действие постановки называется "Севильский цирюльник, или тщетная предосторожность", а второе "Безумный день, или женитьба Фигаро".

- Андрей Борисович, понятно, что основа литературная – это Бомарше, но вы взяли дилогию, это реже бывает. И потом поясните этот подзаголовок к первому действию "… тщетная предосторожность", потому что в восприятии зрителей сразу возникает известный балет, как это связано?

- Вы знаете, так называется именно у Бомарше. И я думаю, что это название "Тщетная предосторожность" в дальнейшем послужило каким-то отголоском, чтобы был создан еще и балет "Тщетная предосторожность".

- И история переодевания мальчика, Керубино, как сюжет…

- Там вообще совершенно другая история, но какие-то отголоски Бомарше есть.

- А почему вы решили взять две части? Что это вам дало композиционно?

- Обычно делают в один акт, хореографы много раз пытались, еще первая постановка балетная "Фигаро" была в парижской опере в 1806 году. Она была в двух актах. Музыка была естественно не Россини и не Моцарта. Но она была только по "Свадьбе Фигаро". И в основном этот сюжет используется в балете. Я решил сделать полноценный балет из двух актов и взять всю эту дилогию.

- И это абсолютно самостоятельное произведение?

- Абсолютно самостоятельное произведение, и использована музыка гениальных вот этих композиторов, Моцарта и Россини, которые сделали оперы, но используется не только музыка из опер, но и другая музыка этих композиторов.

- А вообще на такую архиизвестную, хрестоматийную любимую музыку сложнее или легче сочинять балет?

- Конечно, Моцарт – гений, и у него, в отличие от кого угодно другого, нет ни одного плохого такта. У него все очень хорошо, поэтому, конечно, выбрать музыку из него было очень трудно. Она вся вдохновляла, конечно. И у Россини тоже совершенно потрясающая, мы использовали несколько увертюр его потрясающих, конечно, это зажигательная музыка, зажигательная, она просто просится на танцы.

- Гении музыки – Моцарт и Россини, но еще один гений литературный Бомарше, который дал образ, который все-таки не зря в разное время интерпретировался самыми известными актерами своего времени. Речь идет о Фигаро. И поэтому, как слепить этого нового Фигаро балетного? Все-таки какие-то отголоски есть известных ролей, или это абсолютно новый персонаж?

- Если вы помните балет "Дон Кихот", то в нем Базиль – главный герой – чем-то напоминает Фигаро. Также и здесь. Персонаж в чем-то узнаваемый. Другое дело, что передать эти потрясающие монологи, которые он произносит, обличая какую-то действительность, очень сложно передать в балете, поэтому мы пытаемся сделать это какими-то другими средствами: пластическими и свойственными балету.

- А вообще распределение ролей в данном случае – там же, что не роль, то подарок: и женские, и мужские. Как, без кровопролития обошлось, без битв, мирным путем?

- Без кровопролития, потому что заняты абсолютно все. У нас не такая большая труппа, чтобы пролить кровь кого-нибудь из артистов.

- То есть, для вас было очевидно, кто, что, будет играть?

- Розину танцует Наташа Балахничева – наша ведущая балерина, Кристина Кретова танцует Сюзанну, Фаншетту исполняет Саша Тимофеева , Айдар Шайдуллин - графа Альмавива и Фигаро – молодой, очень талантливый артист Михаил Мартынюк – золотой лауреат конкурса международного.