18.01.2008 | 12:09

О реставрации в Гатчинском дворце

Почти двадцать лет понадобилось реставраторам, для того чтобы восстановить интерьеры нескольких залов знаменитого Гатчинского дворца. Когда-то их занимала императрица Мария Федоровна, супруга Павла Первого. Работа шла с большими перерывами, но, наконец, пришло время оценить первые результаты реставрации. Рассказывают "Новости культуры".

Реставрация пяти залов парадной анфилады второго этажа Гатчинского дворца продолжается с момента открытия музея в 1985 году. Решающие изменения произошли за последние три года. По обилию лепки, резьбы и изысканности паркетных рисунков самыми привлекательными признаны интерьеры половины Марии Федоровны.

Архитектурные фантазии Антонио Ринальди и Винценцо Бренны воплотились в жилых комнатах Гатчинского. Кровать французского мастера Анри Жакоба Павел Петрович приобрел во время европейского путешествия с Марией Федоровной под именем князя и княгини Северных. Оригинал не сохранился, главный экспонат опочивальни воссоздан по образцу кровати находящейся в Павловске. Резной декор – одна из последних работ ветерана гатчинской реставрации Лидии Стрижовой. До этапа золочения она не дожила. Одним из последних штрихов оформления Овального будуара стала установка фальшивого камина, украшавшего интерьер с середины XIX века. Успехи гатчинской реставрации налицо, но при таких темпах до окончания работ может пройти еще не одно десятилетие.

Первая выставка открылась в Гатчине в 2008 . В крипте дворцовой церкви Живоначальной Троицы петербургские художники представили современные работы на царскую тематику. Место для проведения экспозиции было выбрано неслучайно. После убийства царя-реформатора семья императора Александра Третьего часто собиралась на службы именно в стенах дворцовой церкви. "Дело в том, что музей – это режимное предприятие, и приход можно было организовать только из сотрудников музея", – замечает староста прихода Троицкой церкви Владимир Васильев.

Место алтаря сейчас закрывает огромный банер с изображением алтарной части, какой она была в начале ХХ века. Реставрация пока только в планах, хотя это единственный интерьер дворца не пострадавший за годы войны. Главные надежды в 2008 году музей-заповедник связывает с мемориальной экспозицией, посвященной Александру Третьему.