19.01.2008 | 13:16

"Дом на Английской набережной" представлен в Москве

Михаил Богин – режиссер из поколения шестидесятников. В 1965 году он снял пронзительный фильм "Двое", который собрал огромное количество кинопремий по всему миру и был включен в постоянную коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке. Последующие картины – "Зося", "О любви", "Ищу человека" – указывали на то, что в Советском Союзе работает тонкий, лиричный кинорежиссер. Позже Богин эмигрировал в США, долго работал там. В пятницу в Москве, в Доме Кино состоялась премьера его нового фильма "Дом на Английской набережной". Рассказывают "Новости культуры".

"Дом на Английской набережной" – это первая после 25-летнего молчания работа Михаила Богина. Режиссер верен своей репутации. Он остался таким же лиричным, как и прежде. Время действия картины начинается эпохой НЭПа 20-х годов и заканчивается в начале годов 90-х. Фильм пронизан бунинской интонацией светлой грусти и обреченности. Это картина о несбывшейся любви, погибшей под колесами истории, о женской дружбе длиной в полвека, о духовной близости. "Еще очень важна тема Набокова, тема дома. Набоков не имел своего дома, кроме того, где родился. За границей, в Германии, Швейцарии, он жил всегда только в гостиницах", – замечает Михаил Богин.

Главные роли в фильме исполнили Людмила Чурсина, Нина Дробышева и Ольга Волкова. Героиню Людмилы Чурсиной в молодости сыграла актриса Анна Казючиц. Сходство поражало до такой степени, что отличить не могла даже родная мать. "Мама увидела фотографии и воскликнула: "Ой, вот моя Анечка!". Пришлось объяснять: "Нет, мама, это Людмила Чурсина". Мне очень приятно, что многие видят это сходство", – признается Анна.

"Дом на Английской набережной" снят по сценарию дебютантки Гитаны-Марии Баталовой, дочери актера Алексея Баталова и Гитаны Леонтенко, которая в юности была артисткой цирка. Гитана-Мария Баталова всю жизнь мужественно борется с тяжелым недугом, при этом много читает и пишет. Ее личные впечатления от рассказов бабушки и мамы о жизни цирковых артистов легли в основу фильма. В итоге получилась история трех подруг, работавших в цирке. Не родные по крови, они стали близкими по образу мыслей и поступков. Пройдя все тяготы ХХ века, они сохранили благородство и любовь. "Роль было интересно играть не столько из-за самой истории, а из-за времени, немногословности моей героини. У меня за весь фильм было текста минуты на полторы. Любовь надо играть от себя. Все равно люблю я, мои глаза, душа", – утверждает Анна Казючиц.

Картина наполнена кадрами из хроник, которые дают мгновенный и точный портрет разных эпох. Время в фильме движется в двух плоскостях – в авторской фантазии и в документированном образе. "Дом на Английской набережной" – это удивительное подтверждение тому, что десятилетия творческого молчания не разрушили уникальный режиссерский стиль Михаила Богина.